Игры с камешками Марбллз для развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
В материале представлена подборка игр с камешками Марблз для развития операций звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен воспитателям, а также родителям дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подборка дидактических игр с камешками Марблз | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с камешками Марблз
для развития звукового анализа и синтеза
у детей старшего дошкольного возраста
«Источники способностей и дарований детей
— на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский
Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников.
Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, необходимо творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
В работе с детьми по развитию звукового анализа я применяют камешки Марблс. Эти камешки представляют собой разноцветные камешки из стекла. Бывают камешки Марблс из дерева, глины, пластика, но я в основном используют камешки из стекла. Камешки Марблс помогают детям натренировать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Камешки могут отличаться по форме и цвету, даже по фигуре и размеру. С помощью камешков занятие положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, принося ему чувства познавать, счастья, радости, удовольствия. Детям нравиться перебирать эти камешки и с помощью их, легко можно настроить ребенка на занятие. В основном на занятиях дети раскладывают камешки по образцу, ориентируясь на картинки, которые обозначают слово с определенным звуком, анализом и синтезом. Расставляя камешки Марблс, ребенок повторяет звуки, анализирует их, что делает процесс обучения радостным и легким для ребенка.
Работа по формированию звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:
- Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
- Формирование навыков звукового анализа слов:
а) выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;
б) определение первого и последнего звука в слове;
в) нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
Таким образом, в результате логопедической работы с применением камешков Марблс дети с ТНР улучшат навыки выделения гласного и согласного звука, выделение последнего согласного и гласного звука и синтез слов из звуков.
Конечно, игры с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Варианы игр с использованием камешков Марблс:
Игра «Мягкий или твердый?»
В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в синий домик , зелёные камешки в зелёный домик).
Игра «Звуковой мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
Игра «Услышь звук»
Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.
Например: в слове мышка -звук м слышим в начале слова, поэтому кладём камешек синего цвета в первую клеточку.
Игра «Угадай-ка»
На доске - картинки, на столе - дети выкладывают схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.
Игра «Цветные камешки»
Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.
Описание: два камешка – один красного цвета, другой синего; набор картинок.
Задание: около красного камешка положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а около синего те, которые начинаются с согласного звука.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игра «Помоги Даше»
Логопед просит ребенка назвать картинки в которых есть заданный звук. Ребенок с помощью камешек определяет место звука в словах.
Игра «Зажигаем в окнах свет»
Цель: определять позицию звука в слове.
Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает
камешком Марблс соответствующее окошко в доме.
Игра «Где спрятался звук»
В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.( с помощью камешков)
Игра «Знакомство с буквой»(ребенок выкладывает из камешков букву по образцу, которую он изучает)
Цель игры: закрепление образа буквы.
Игра «Напиши слово»
Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью
камешков Марблс.
Задание
1 Произвести звукобуквенный анализ слова
2 С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще
слова можно придумать с этим звуком?
3 На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце?)
4 Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Игра «Гласная или согласная?»
Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в
Оборудование: камушки "Марблс, карточки для звукового анализа.
Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек
необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель:
1.Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.
2.Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.
3.Развивать фонематический слух.
4.Развивать словарь.
Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый
камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый
Игра «Первый - последний»
Цель:
1.Развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и
согласные звуки, согласные по твердости- мягкости, звонкости-
глухости.
2. Развивать навык звукового анализа слова.
3. Закрепить понятие «начало» и «конец» слова.
Игра: «Какой звук?»
(с карточками - камешками).
Логопед показывает синий камешек - ребенок называет любой согласный звук, если логопед показывает красный камешек, дети называют гласный звук. И наоборот.
Игра «Звуковое дерево».
На 3-х чудесных деревьях растут листья из камешков синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «малина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
Игра «Сигнальщики».
У детей в руках камешки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синий камешек, если мягко-зелёный.
Игра «Прятки с камешками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.
Научить детей определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «.. в начале слова…» камешек кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.
Игра «Подарки зверюшкам»
Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки. Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?(Дети показывают камешек того цвета, с которого начинается звук)
Игра «Отгадай загадку»
(Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку камешками в виде звуковой модели)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
(Ребенок пишет отгадку в виде схемы)
Игра «Какие это буквы?»
Материал: буквы из камешков.
Правила: из камешков выложены буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)
Игра «Выкладывание букв из камешков» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
Игра «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы камешками Марблс»
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который может быть хорошим подспорьем в работе воспитателя. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...
«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...