«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_formirovaniem_zvukobukvennogo_analiza.pptx | 157.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · недописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; · повторение букв и (или) слогов;
Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза 1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры… 2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».
3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур… 4. «Заданные параметры». Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук. «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша… Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».
5. « Назови лишнее слово». Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово. Например: Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора). Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза). Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос). 6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы. … збук …, …стр…, з …п… х , п …л… тк … . «А» …к…л…, …кн…, …стр…в, л… жка . «О». … гла , в… лка , л… цо , л …па. «И». М… шь , м … ло , кам … ш , пол… нь . «Ы».
7. Сквозная буква». Металлический стержень, которым открывают замок. Комната для занятий в школе. Стальные полозья для катания по льду. Овощ, похожий на огурец. Письменная принадлежность к к к к к .
8. « Замена». На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово 9.« Слово рассыпалось». Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова. О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.
10. «Древнерусское письмо» Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Маша ест кашу» будет выглядеть следующим образом: М_ш_ _ст к_ш_ . 11. «Исправь ошибки» Кот плывёт по океану. Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка полети на небо. 12. « Добавление недостающего звука» (до-, ро -, самолё -)
13. «Бухгалтер» Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: « ы », «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
14. «Виселица, или Балда » Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н . Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова « балда ». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово « балда ».
15. «Чем различаются слова?» лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт, рад — ряд, мол — моль, душ — туш. 16. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван… 17 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…
Упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами « п /т», « п / р », «м/л» (сходство написания); «г/ д », «у/ ю », « д /б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
· развитие графических навыков у детей;· развитие слухового восприятия неречевых звуков;·...
«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить ...
Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
Модернизация системы образования при ФГОС....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...
«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы
laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...