Технология обследования устной речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Схема обследования устной речи ребенка для заполнения речевой карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_detey.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

При обследовании устной речи ребенка для заполнения речевой карты применяется следующая схема:

  1. Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции

Строение:

- без особенностей;

- без отклонений в строении.

Оцениваются:

- размер;

- целостность;

- отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.

2. Состояние двигательных функций:

- двигательные функции сохранны:

- наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.

Указываются:

- характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках;

- каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются:

- объем движений, сила движений, точность, переключаемость;

- наличие синкинезий;

- усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;

- степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.

3. Состояние звукопроизношения

Оцениваются:

- при произнесении изолированных звуков;

- при контролируемом произнесении звуков;

- в спонтанном общении.

Указываются:

- звуки, имеющие дефектное произношение;

- характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);

- устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.

4. Состояние фонематического восприятия

- сформировано;

- не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).

5. Состояние слоговой структуры слова

- слова каких слоговых структур ребенок освоил;

- если не освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стечениями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например, трехсложные со стечением согласных на границе слогов);

- характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец.

6. Состояние связной речи

- вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание, рассуждение;

- самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

- степень развернутости (примерное количество предложений);

- тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);

- связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

- последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).

7. Лексико-грамматическое оформление

Словарный запас:

- объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;

- представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);

- соотношение активного и пассивного словаря;

- трудности актуализации словаря –с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?);

- особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении;

- уровень сформированности обобщающей функции слова– наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

Грамматический строй:

- тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;

- развернутость предложения (длина в среднем);

- степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;

- уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

- характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.

8. Особенности голоса

Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный и др.

9. Характеристика интонационной стороны речи

Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

10. Темпо-ритмическая сторона речи

Без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз хезитации.

11. Речевое дыхание

Без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.

Литература:

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования// Методическое пособие – М.: Айрис пресс, – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы углубленного обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к альбому О.Б. Иншаковой

Представляю протоколы к речевым картам по альбому О.Б. Иншаковой по разделам:- обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;- обследование слоговой структур...

Протокол обследования устной речи ребенка.

Протокол обследования устной речи детей 3-7 лет, позволяющий наглядно отслеживать динамику развития речи....

Диагностические материалы для обследования устной речи.

Подобранный  комплекс материалов для обследования речи детей...

Журнал обследования устной речи ОНР

журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...

Журнал обследования устной речи ФФНР

журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...

ПОСОБИЕ "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."

Пособие "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."...