Технология обследования устной речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Схема обследования устной речи ребенка для заполнения речевой карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_detey.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
При обследовании устной речи ребенка для заполнения речевой карты применяется следующая схема:
- Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции
Строение:
- без особенностей;
- без отклонений в строении.
Оцениваются:
- размер;
- целостность;
- отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.
2. Состояние двигательных функций:
- двигательные функции сохранны:
- наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.
Указываются:
- характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках;
- каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются:
- объем движений, сила движений, точность, переключаемость;
- наличие синкинезий;
- усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;
- степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
3. Состояние звукопроизношения
Оцениваются:
- при произнесении изолированных звуков;
- при контролируемом произнесении звуков;
- в спонтанном общении.
Указываются:
- звуки, имеющие дефектное произношение;
- характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);
- устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
4. Состояние фонематического восприятия
- сформировано;
- не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).
5. Состояние слоговой структуры слова
- слова каких слоговых структур ребенок освоил;
- если не освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стечениями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например, трехсложные со стечением согласных на границе слогов);
- характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец.
6. Состояние связной речи
- вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание, рассуждение;
- самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
- степень развернутости (примерное количество предложений);
- тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
- связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
- последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).
7. Лексико-грамматическое оформление
Словарный запас:
- объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;
- представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);
- соотношение активного и пассивного словаря;
- трудности актуализации словаря –с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?);
- особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении;
- уровень сформированности обобщающей функции слова– наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.
Грамматический строй:
- тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;
- развернутость предложения (длина в среднем);
- степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
- уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
- характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.
8. Особенности голоса
Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный и др.
9. Характеристика интонационной стороны речи
Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
10. Темпо-ритмическая сторона речи
Без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз хезитации.
11. Речевое дыхание
Без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.
Литература:
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования// Методическое пособие – М.: Айрис пресс, – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протоколы углубленного обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к альбому О.Б. Иншаковой
Представляю протоколы к речевым картам по альбому О.Б. Иншаковой по разделам:- обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;- обследование слоговой структур...
Протокол обследования устной речи ребенка.
Протокол обследования устной речи детей 3-7 лет, позволяющий наглядно отслеживать динамику развития речи....
Диагностические материалы для обследования устной речи.
Подобранный комплекс материалов для обследования речи детей...
Журнал обследования устной речи ОНР
журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...
Журнал обследования устной речи ФФНР
журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...
ПОСОБИЕ "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."
Пособие "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."...