ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЭНС - терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».
проект по логопедии
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Некоторые дети приходят в логопедическую группу на один учебный год, вместо положенных двух-трёх. Задача педагога в максимально короткие сроки скорректировать имеющиеся у детей нарушения речи.
Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.
Работая с детьми со сложными речевыми патологиями, в частности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, возникла необходимость в «помощнике». Таким помощником оказался аппарат ДЭНАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_denas.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДЭНС - терапия как дополнительное средство
в коррекционно-развивающей работе логопеда».
Составитель:
учитель-логопед Борисова К.В.
высшая квалификационная категория
г. Каменск-Уральский
2020 г.
Пояснительная записка.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Некоторые дети приходят в логопедическую группу на один учебный год, вместо положенных двух-трёх. Задача педагога в максимально короткие сроки скорректировать имеющиеся у детей нарушения речи.
Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.
Работая с детьми со сложными речевыми патологиями, в частности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, возникла необходимость в «помощнике». Таким помощником оказался аппарат ДЭНАС.
ДЭНС-терапия существует уже 19 лет. Она решала, решает и будет решать сложные задачи в области восстановления здоровья у детей и взрослых. Логопедия – одна из них. Многолетний опыт показывает, что ДЭНС-терапия позволяет легко и просто получить желаемые результаты при восстановлении правильной речи.
Метод динамической электронейростимуляции начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001году. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005г.) ДЭНС разрешена врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Пройдя соответствующее обучение, я решила внедрить ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой патологией.
В основе ДЭНС-терапии лежит воздействие, осуществляемое через кожные покровы микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами человека. Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно.
Аппарат ДЭНАС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнеобразования), работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию. Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям в организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. Использовать аппарат ДЭНАС можно для всех возрастов, начиная с рождения. Он практически не имеет противопоказаний.
К абсолютным противопоказаниям относятся:
- непереносимость электрического тока;
- наличие имплантированного кардиостимулятора.
Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия ДЕНС-терапии на организм ребенка доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г. Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г), на кафедре физиотерапии и курортологии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.).
Таким образом, я определила тему проекта: «ДЭНС - терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».
Цель проекта: Коррекция речевых нарушений с помощью метода ДЭНС-терапии. Задачи:
1. Пройти курсовую подготовку по изучению метода ДЭНС-терапии в логопедии. 2. Определить уровень развития речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии.
4.Определить эффективность ДЭНС-терапии в коррекции речевых недостатков.
Вид проекта: коррекционно-педагогический, исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации: 2020-2022 учебный год.
Участники проекта: старшие дошкольники группы компенсирующей направленности (коррекция ОНР), учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников.
Проект реализуется в пять этапов:
I – организационный
II – технологический
III – оценочный
2020-2021 учебный год:
1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).
- пройти специализированный курс для логопедов от «Центра независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования» (ООО «ЦОК ДПО») по теме: «Технология ДЭНС-терапии в логопедии»; изучить специальную литературу;
- проведение педагогической диагностики, выявление особенностей речевого развития;
- разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии.
- консультация невролога (по направлению учителя-логопеда).
- информирование родителей детей, оформление согласия на проведение ДЭНС-терапии;
2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).
Работа с детьми:
- курсовое воздействие аппаратом ДЭНАС (три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней);
- артикуляционная и дыхательная гимнастика в системе коррекционного воздействия;
- постановка и автоматизация звуков.
Работа с родителями:
- консультация «ДЭНС-терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда»;
-выполнение рекомендаций узких специалистов.
Распространение опыта среди педагогов:
- консультирование, круглый стол, мастер-класс.
3 этап. Оценочный (МАЙ 2021 г).
-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;
- отчетная реализация проекта (презентация).
Ожидаемый результат.
Включение ДЭНС-терапии в систему логопедической работы позволяет оптимизировать коррекционную деятельность. У дошкольников нормализуется состояние мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, увеличится объём артикуляционных движений, расширится объём речевого дыхания, улучшится качество голосообразования, что облегчает постановку и автоматизацию звуков. Речь детей становится чёткой и интонационно-выразительной.
Содержание работы этапов проекта
2020-2021 учебный год:
1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).
В последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Причем детей с нарушениями только произносительной стороны речи (ФНР) - гораздо меньше, чем детей с органическим поражением центральной нервной системы.
В зависимости от локализации и времени поражения центральной нервной системы у дошкольников чаще всего распространены следующие речевые расстройства.
Дизартрия – расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При этом происходит нарушение речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. В результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга.
Задержка речевого развития - более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью.
В 2020 году я прошла обучение в Автономной некоммерческой организации ДПО «Уральская академия медиаций и комплексной безопасности» по программе «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЕНАС в логопедической практике». Изучив этот метод, я решила внедрить ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой патологией.
Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР.
По результатам обследования у дошкольников с ОНР были выявлены множественные нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, мимики, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики.
Дети были направлены на консультацию к неврологу (по направлению учителя-логопеда).
Родители были проинформированы о результатах обследования и о проведении ДЭНС-терапии их ребёнку. Было оформлено согласие на использование ДЭНС-терапии.
Далее был разработан алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии:
1.Общее время сеанса с применением ДЭНС-терапии – 12-15 минут.
2. Традиционная артикуляционная гимнастика – 3-5 минут.
3. Упражнения для развития речевого дыхания.
2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).
В течение учебного года проводилось три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10-14 дней. На сеансе обрабатывалась знаменитая точка Хэ-Гу. Воздействуя на неё, многие биологически активные точки становятся активней в 2-3 раза. А также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, тройничная, подчелюстная зона, зоны второго и седьмого шейных позвонков.
Решать логопедические задачки помогают многочисленные системы соответствия организма. Использовалась методика ДЕНС по Су Джок – терапии: большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук. Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка. Су Джок -терапия развивает не только мелкую моторику и артикуляционные способности ребёнка, она является «пультом дистанционного управления» здоровьем человека.
Занятия с использованием ДЭНС-терапии включает в себя:
-1-2 универсальных зоны - три дорожки в шейно-воротниковой зоне или шесть точек – они осуществляют общую связь с центральной нервной системой.
-1 специальную зону- речевую, т.е. воздействие на периферию.
-1 иммунную зону. Речевые дети, как правило соматически ослабленные.
Для родителей была размещена информация на сайте детского сада, где родители познакомились с методикой ДЕНС -терапии, её эффективностью в коррекционной работе.
Опыт работы по внедрению ДЕНС-терапии в логопедическую практику был размещён на личной странице в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ .
3 этап. Оценочный (МАЙ, 2021 г).
-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;
- отчетная реализация проекта (презентация).
Все результаты фиксировались во время и после занятия в индивидуальном маршруте для каждого ребенка, получающего помощь аппаратом ДЭНС.
За 2020-2021 год ДЕНС-терапию получили 7 детей. Уже после первого курса, были получены положительные результаты. У 2 детей улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции. Увеличился объем артикуляционных движений у 3 детей. У 2 воспитанников с нарушением произношения шипящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [Ш].
Этот метод прост и эффективен. Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС происходит нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, повышается качество просодических компонентов речи, увеличивается объем и качество выполнения артикуляционных движений, активизация мимической, мелкой моторики. Постановка большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает их автоматизацию и сокращает сроки коррекционной работы.
На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения, как дополнительного средства в системе логопедической практики.
Список литературы.
1. Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.
2. А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004. – С. 30-32.
3. Смирнова А.А., Горнова А.Н., Кобяльковская Е.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Рефлексотерапия. 2007. №1. С.48-51.
4. Черемхин К.Ю., Власов А.А., Нехорошева Т.В., Леер Р.С. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики.
Аннотация: в статье описан немедикаментозный метод динамической электронейростимуляции с использованием аппарата ДЭНС, который интегрирован в систему практической ...
Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".
Материалы логопедического проекта "ДЭНС-терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики" были представлены в рамках городской декады профмастерства ...
Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...
План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"
План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...
Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно – развивающей работе учителя - логопеда
Одной из задач современной системы образования является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работ...
Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...