ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЭНС - терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».
проект по логопедии

Борисова Ксения Владимировна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Некоторые дети приходят в логопедическую группу на один учебный год, вместо положенных двух-трёх. Задача педагога в максимально короткие сроки скорректировать имеющиеся у детей нарушения речи. 

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.

Работая с детьми со сложными речевыми патологиями, в частности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, возникла необходимость в «помощнике». Таким помощником оказался аппарат ДЭНАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_denas.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  

«ДЭНС - терапия как дополнительное средство

в коррекционно-развивающей работе логопеда».

                                                                           Составитель:

                                                                    учитель-логопед Борисова К.В.                

                                                                   высшая квалификационная категория

г. Каменск-Уральский

2020 г.

Пояснительная записка.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Некоторые дети приходят в логопедическую группу на один учебный год, вместо положенных двух-трёх. Задача педагога в максимально короткие сроки скорректировать имеющиеся у детей нарушения речи.  

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.

Работая с детьми со сложными речевыми патологиями, в частности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, возникла необходимость в «помощнике». Таким помощником оказался аппарат ДЭНАС.

ДЭНС-терапия существует уже 19 лет. Она решала, решает и будет решать сложные задачи в области восстановления здоровья у детей и взрослых. Логопедия – одна из них. Многолетний опыт показывает, что ДЭНС-терапия позволяет легко и просто получить желаемые результаты при восстановлении правильной речи.

Метод динамической электронейростимуляции начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001году. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005г.) ДЭНС разрешена врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Пройдя соответствующее обучение, я решила внедрить  ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой  патологией.

В основе ДЭНС-терапии лежит воздействие, осуществляемое через кожные покровы   микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами человека.  Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно.

Аппарат ДЭНАС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнеобразования), работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию. Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям в организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. Использовать аппарат ДЭНАС можно для всех возрастов, начиная с рождения. Он практически не имеет противопоказаний.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • непереносимость электрического тока;
  • наличие имплантированного кардиостимулятора.

 Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия  ДЕНС-терапии на организм ребенка доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г. Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г),  на кафедре физиотерапии и курортологии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.).

Таким образом, я определила тему проекта: «ДЭНС - терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».

Цель проекта: Коррекция речевых нарушений с помощью метода ДЭНС-терапии. Задачи: 
1. Пройти курсовую подготовку по изучению метода ДЭНС-терапии в логопедии. 2. Определить уровень развития  речи  у старших дошкольников с ОНР.

3. Разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии.

4.Определить эффективность ДЭНС-терапии в коррекции речевых недостатков.

Вид проекта: коррекционно-педагогический, исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 2020-2022 учебный год.

Участники проекта: старшие дошкольники группы компенсирующей направленности (коррекция ОНР), учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников.

Проект реализуется в пять этапов:

I – организационный

II – технологический

III – оценочный

2020-2021 учебный год:

1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).

- пройти специализированный курс для логопедов от «Центра независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования» (ООО «ЦОК ДПО») по теме: «Технология ДЭНС-терапии в логопедии»; изучить специальную литературу;

- проведение педагогической диагностики, выявление особенностей речевого развития;

 - разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии. 

- консультация невролога (по направлению учителя-логопеда).  

- информирование родителей детей, оформление согласия на проведение ДЭНС-терапии;

2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).

Работа с детьми:

- курсовое воздействие аппаратом ДЭНАС (три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней);

- артикуляционная и дыхательная гимнастика в системе коррекционного воздействия;

- постановка и автоматизация звуков.

Работа с родителями:

- консультация «ДЭНС-терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда»;

-выполнение рекомендаций узких специалистов.

Распространение опыта среди педагогов:

- консультирование, круглый стол, мастер-класс.

3 этап. Оценочный (МАЙ 2021 г).

-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;

- отчетная реализация проекта (презентация).

Ожидаемый результат.

Включение ДЭНС-терапии   в систему логопедической работы позволяет оптимизировать коррекционную деятельность. У дошкольников нормализуется состояние мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, увеличится объём артикуляционных движений, расширится объём речевого дыхания, улучшится качество голосообразования, что облегчает постановку и автоматизацию звуков. Речь детей становится чёткой и интонационно-выразительной.

Содержание работы этапов проекта

2020-2021 учебный год:

1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).

 В последние годы отмечается   увеличение количества детей с речевыми нарушениями.  Причем детей с нарушениями только произносительной стороны речи (ФНР) - гораздо меньше, чем детей с органическим поражением центральной нервной системы.

  В зависимости от локализации и времени поражения центральной нервной системы у дошкольников   чаще всего распространены   следующие речевые расстройства.

Дизартрия – расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При этом происходит нарушение речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи.  В результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга.

Задержка речевого развития - более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью.

В 2020 году я прошла обучение в Автономной некоммерческой организации ДПО «Уральская академия медиаций и комплексной безопасности» по программе «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЕНАС в логопедической практике». Изучив этот метод, я решила внедрить  ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой  патологией.

Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР.

По результатам обследования у дошкольников с ОНР были выявлены множественные нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, мимики, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики.

Дети были направлены на консультацию к неврологу (по направлению учителя-логопеда).

Родители были проинформированы о результатах обследования и о проведении ДЭНС-терапии их ребёнку. Было оформлено согласие на использование ДЭНС-терапии.  

 Далее был разработан алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии:

1.Общее время сеанса с применением ДЭНС-терапии – 12-15 минут.

2. Традиционная артикуляционная гимнастика – 3-5 минут.

3. Упражнения для развития речевого дыхания.

2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).

В течение учебного года проводилось три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10-14 дней. На сеансе обрабатывалась знаменитая точка Хэ-Гу. Воздействуя на неё, многие биологически активные точки становятся активней в 2-3 раза. А также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, тройничная, подчелюстная зона, зоны второго и седьмого шейных позвонков.

Решать логопедические задачки помогают многочисленные системы соответствия организма. Использовалась методика ДЕНС по Су Джок – терапии: большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук. Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка. Су Джок -терапия развивает не только мелкую моторику и артикуляционные способности ребёнка, она является «пультом дистанционного управления» здоровьем человека.

Занятия с использованием ДЭНС-терапии включает в себя:

-1-2 универсальных зоны - три дорожки в шейно-воротниковой зоне или шесть точек – они осуществляют общую связь с центральной нервной системой.

-1 специальную зону- речевую, т.е. воздействие на периферию.

-1 иммунную зону.   Речевые дети, как правило соматически ослабленные.

Для родителей была размещена информация на сайте детского сада, где родители познакомились с методикой ДЕНС -терапии, её эффективностью в коррекционной работе.

Опыт работы по внедрению ДЕНС-терапии в логопедическую практику был размещён на личной странице в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ .

3 этап. Оценочный (МАЙ, 2021 г).

-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;

- отчетная реализация проекта (презентация).

 Все результаты фиксировались во время и после занятия в индивидуальном маршруте для каждого ребенка, получающего помощь аппаратом  ДЭНС.

 За 2020-2021 год ДЕНС-терапию получили 7 детей. Уже после первого курса, были получены положительные результаты.  У 2 детей улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции. Увеличился объем артикуляционных движений у 3 детей. У 2 воспитанников с нарушением произношения шипящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [Ш]. 

Этот метод прост и эффективен. Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС происходит нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, повышается качество просодических компонентов речи, увеличивается объем и качество выполнения артикуляционных движений, активизация мимической, мелкой моторики. Постановка большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает их автоматизацию и сокращает сроки коррекционной работы.

На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения, как дополнительного средства в системе логопедической практики.

 

Список литературы.

1.        Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.

2.        А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004. – С. 30-32.

3.        Смирнова А.А., Горнова А.Н., Кобяльковская Е.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Рефлексотерапия. 2007. №1. С.48-51.

4.        Черемхин К.Ю., Власов А.А., Нехорошева Т.В., Леер Р.С. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации   детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики.

Аннотация: в статье описан    немедикаментозный метод  динамической электронейростимуляции с исполь­зованием аппарата ДЭНС, который  интегрирован  в систему практической ...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...

Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно – развивающей работе учителя - логопеда

Одной из задач современной системы образования является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работ...

Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...