Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)
В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с применением Су-Джок массажеров, а так же картотека игр и упражнений с использованием Су-Джок шариков для коррекции речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_su-dzhok.docx | 75.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Методическая разработка
«Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
учителя-логопеды:
Афанасьева И.М.
г. Ростов
2021г.
Методическая разработка
Аннотация. В данном конкурсном материале рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с применением Су-Джок массажеров, а так же картотека игр и упражнений с использованием Су-Джок шариков для коррекции речи детей.
Ключевые слова: Су-Джок терапия, Су-Джок массажеры, коррекционная работа, мелкая моторика рук, автоматизация звуков
Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада
Статистика последних десятилетий показывает неуклонный рост числа детей с серьезными нарушениями в речевом развитии. Современные дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Такая негативная тенденция прослеживается не только в нашей стране, но и во всем мире. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Такие дети, как правило, замкнуты, необщительны, зажаты, и в дальнейшем имеют серьезные трудности в освоении школьной программы. Поэтому так важно вовремя выявить и оказать качественную помощь детям-логопатам.
Современные логопеды накопили огромный опыт в работе по коррекции различных речевых патологий. Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей. Одной из таких технологий, которые я активно использую, является Су-Джок терапия («су» - кисть, «джок» - стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южнокорейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».
Я применяю Су-Джок массажёры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с веселыми упражнениями и играми. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажными колечками - пальцы рук. Актуальность применения Су-Джок массажёров в коррекционной работе логопеда детского сада заключается не только в повышении мотивации и интереса детей к занятиям, но и оказании благотворного влияния на развитие мелкой моторики пальцев рук, что на прямую влияет на развитие речи детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
Очень важными достоинствами Су-Джок терапии являются ее абсолютная без- опасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения и доступность. Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.
Практика применения Су-Джок терапии показала ее результативность в коррекции дизартрических расстройств, которые стали встречаться все чаще и чаще. Массаж Су-Джок шариками помогает нормализовать мышечный тонус у таких детей, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Су-Джок шарики я применяю на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Мною собрана картотека игр и упражнений с Су-Джок массажерами для решения различных коррекционных задач:
- развития мелкой моторики рук;
- развития фонематического слуха и восприятия;
- развития навыков пространственной ориентации;
- развития лексико-грамматических категорий;
- развития связной речи;
- развития звукового анализа и синтеза;
- автоматизации поставленных звуков.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате использования в коррекционном процессе Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, нормализуется мышечный тонус детей, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развивается координация и мелкая моторика, активизируется речь. Су-Джок терапия позволяет сократить сроки коррекции речи, а также повысить ее качество.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с применением Су-Джок массажеров
Цель: создание условий для автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с использованием Су-Джок массажеров.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Ш].
- Упражнять в произношении звука [Ш] в словах, предложениях и чистоговор-
ках.
- Закрепить умение согласовывать существительные с числительными в
игре «Назови и сосчитай!».
- Закрепить умение образовывать существительные в Родительном падеже множественного числа.
- Упражнять в составлении правильных предложений в игре «Исправь предло- жение».
Развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук через взаимодействие с Су-Джок шариками.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать зрительное внимание через складывание разрезной картинки.
- Развивать фонематическое восприятие посредством игрового упражнения «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!».
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, умение выслушать педагога до конца.
Оборудование: игрушка змейка Шуша, разрезная картинка с изображением змейки Шуши, предметные картинки: шапка, шайба, малыш, машина; сухой бассейн в виде ведёрка с Су-Джок шариками, цветная коробочка с Су-Джок шариками, картинка - раскраска.
Предварительная работа: Постановка звука [Ш], закрепление звука [Ш] изолированно, в слогах, словах. Разучивание чистоговорки.
План индивидуального логопедического занятия Организационный момент
- Игра с использованием сухого бассейна с Су-Джок шариками для развития
мелкой моторики пальцев рук.
- Игра «Собери картинку» на развитие воображения.
Основная часть
- Сообщение темы занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
- Уточнение артикуляции и характеристики звука [Ш].
- Игра «Волшебные ежики» на закрепление изолированного звука [Ш].
- Игра «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!» на развитие фонематического восприятия.
- Физкультминутка с Су-Джок шариками.
- Игра «Собери и сосчитай» на развитие умения согласовывать существительные с числительными.
- Игра «Один – много» на образование существительных множественного числа в Родительном падеже.
- Проговаривание чистоговорок в упражнении «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй».
- Игра «Исправь предложение» на автоматизацию звука [Ш] в предложениях.
Заключительная часть.
- Прощание с Шушей.
- Подведение итогов занятия.
Ход индивидуального логопедического занятия
- Организационный момент:
- Здравствуй, Яна! Посмотри, какое у меня есть ведерко, красивое, яркое. Тебе интересно, что там внутри? (сухой бассейн с Су-Джок шариками, в нём спрятана разрезанная на 5 частей картинка с изображением змейки Шуши).
- В этом ведерке среди су-джок шариков спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня к нам придет в гости.
Ребёнок сидит за столом, перед ним сухой бассейн. Ребенок собирает картинку.
- Ты знаешь кто это?
Ответ ребенка: Это змейка Шуша!
Основная часть:
Сообщение темы занятия.
- Правильно. К нам на занятие сегодня пришла гостья, и зовут ее змейка Шуша, ты с ней уже знакома. В ее имени есть звук [Ш]. Она приглашает тебя поиграть с ней. Следуй за ней и помоги Шуше выполнить различные задания.
- Давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Ш]. Губы округ-лены и вытянуты слегка вперед, язык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.
- Шуша хотела научить своих друзей делать массаж лица с су-джок шариком и пальчиковую гимнастику. Ты можешь ей помочь.
Массаж лица и пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком. Массаж щек:
Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех. – Круговые движения Я катаю колобок, будет круглый каждый бок. - шариком по щеке. Массаж лба:
Я - колючий серый еж, и на шарик я похож. – Движения шариком вдоль лба.
Массаж рук:
Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю. – Движения шариком по тексту. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, -
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
- Молодец! Тебе понравился массаж и гимнастика? А сейчас Шуша предлагает тебе выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук [У] без участия голоса. Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести
«лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи, А края приподними.
Получилась чашка, Кругленькая чашка.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой.
- Молодец!
- Ну, а теперь можно поиграть с Шушей и выполнить интересные задания!
Игровое упражнение "Волшебные ежики"
- Перед тобой коробочка с волшебными шариками. Шуша хочет проверить, умеешь ли ты правильно произносить ее любимый звук [Ш]. Ты должна нажимать кончиками пальцев сначала правой, потом левой руки на каждый шарик и произносить звук [Ш].
- Какая ты молодец! Очень хорошо произносишь звук [Ш]! Шуша предлагает тебе помочь ей найти слова со звуком [Ш]!
Игра «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!»
- Я буду называть слова, как только ты услышишь в слове звук [Ш], ты должна ладошкой стукнуть по Су-Джок шарику. Руки можешь менять: то правую, то левую
(слова: машина, кошка, сок, шапка, собака, чайник, шуба, самокат, каша).
- Ты правильно выбрала слова со звуком [Ш].
- Шуша так устала, что решила отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем и немного разомнемся!
Физкультминутка с су-джок шариком.
Вот веселая зарядка, - ноги на ширине плеч,
Выполняй - ка по порядку! - руки опущены вдоль туловища, Быстро встань и улыбнись! - в правой руке шар,
Руки в стороны разведи, - руки развести в стороны,
Выше руки подними, - руки поднять вверх,
Шарик там переложи! - переложить шар в другую руку, Руки снова разведи, - руки развести в стороны,
А потом их опусти! - опустить руки.
- Шуша очень хочет научиться считать. Давай ее научим!
Игра «Назови и сосчитай».
- Посмотри на картинку, назови предмет. Будем надевать пружинку от Су-Джок шарика на пальцы руки, и считать предметы (предметные картинки: шапка, шайба, малыш).
Ребенок считает предметы и надевает массажное кольцо на пальцы (одна шайба, две шайбы, три шайбы, четыре шайбы, пять шайб).
- Молодец! Шуше очень понравилось считать предметы!
- Шуша очень любит повторять чистоговорки. Давай попробуем вместе с ней!
Упражнение «Один - много».
- Я прокачу тебе Су-Джок шарик и назову слово в единственном числе, а ты прокатишь мне шарик обратно и назовешь этот предмет со словом «много» (слова: шапка, шуба, машина, шкаф, шпала, штанга, шишка, кошка, машина, мошка, мышь).
Упражнение «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй».
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая чистоговорку на автоматизацию поставленного звука [Ш].
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
- Как хорошо ты прочитала чистоговорку!
- Змейка Шуша очень хочет научиться составлять красивые предложения. Но у нее не получается, все слова перепутались. Помоги ей!
Упражнение «Исправь предложение».
- Послушай предложения. Найди и исправь ошибки. Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу.
Заключительная часть.
- Яна – ты молодец! Понравилось тебе играть с Шушой?
- В какие игры тебе больше всего понравилось играть?
- Чему ты научила Шушу?
- Змейка Шуша говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка - раскраска с изображением Шуши).
- До свидания!
Картотека игр и упражнений с использованием Су-Джок массажеров для коррекции речи детей
В данной картотека представлены игры и упражнения, которые можно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы на логопедических занятиях для решения различных коррекционных задач:
- развития мелкой моторики рук;
- развития фонематического слуха и восприятия;
- развития навыков пространственной ориентации;
- развития лексико-грамматических категорий;
- развития связной речи;
- развития звукового анализа и синтеза;
- автоматизации поставленных звуков.
Пальчиковая гимнастика Массаж рук Су – Джок шарами.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с
текстом.
Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
«Ёжик»
Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ёжик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
«Капуста»
Мы капустку рубим, рубим, Мы морковку трем, трем Мы капустку солим, солим, Мы капустку жмем, жмем.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом на картинке с дорожкой.
«Бабочка»
Не ползет, и не бежит, Над цветком она кружит. За витком идет виток, Вот и села на цветок!
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом на картинке с дорожкой.
«Футбол»
Поиграю я в футбол,
И забью в ворота – гол!
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
На поляне, на лужайке - (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. - (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, - (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, - (прыгать по ладошке шаром) Но напрыгались, устали. - (положить шарик на ладошку) Мимо змеи проползали, - (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. - (гладить шаром каждый палец)
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Шла медведица спросонок, - (шагать шариком по руке) А за нею – медвежонок. - (шагать тихо шариком по руке) А потом пришли детишки, - (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать - (нажимать шариком на каждый палец) И в тетрадочках писать.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Игра «Чудесный шарик»
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально) И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик горизонтально) И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем - (катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, Заниматься мы начнём.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Черепаха».
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха, - (дети катают шарик между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь, - (шарик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».
Надавливают ритмично на Су - Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают шарик между ладоней).
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. - (дети катают шарик между ладонями) На спине иголки - (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. - (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, - (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, - (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже - (массажные движения мизинца)
на ежа похожи - (дети катают шарик между ладонями).
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех. Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
Массаж лба: Я - колючий серый еж, и на шарик я похож. Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко Ежик нам ладошки колет- Ручки к школе нам готовит.
Мячик ежик мы возьмем- (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. - (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, - (опять подбрасываем мяч) И иголки посчитаем. - (пальчиками мнем иголки мяча)
Пустим ежика на стол, - (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем - (рукой прижимаем мяч) И немножко покатаем… - (катаем мяч)
Потом руку поменяем. - (меняем руки).
Массаж пальцев эластичным кольцом
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, - (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик гриб нашёл - (на большой палец), этот пальчик чистить стал - (указательный), этот резал - (средний),
этот ел - (безымянный),
ну, этот всё глядел - (мизинец).
- Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
«Сорока – белобока»
Сорока белобока кашу варила, деток кормила. - (катаем массажный шарик по ладошке руки.)
Первого накормила, - (берем колечко, которое находится внутри шарика, и надеваем на большой палец. Спускаемся вниз, по пальцу и поднимаемся.)
Второго накормила, - (переходим на указательный палец и массажируем его, так же как и предыдущий.)
Третьего накормила, - (переходим на средний палец.) Четвертого накормила, - (переходим на безымянный палец.) А вот пятого кормить не стала. – (переходим на мизинец.)
Ведь он дрова не рубил, – (начинаем сначала с большого пальца.) Печку не топил, - (продолжаем с каждым по очереди…)
Воду не носил,
Кашу не варил,
На стол не накрывал,
Вот и остался голодным – голодным – голодным. – (убираем кольцо и берем шарик, быстро катая по ладошке.)
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
«Пять братцев»
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не сбросит. Ну, а этот средний, длинный. Он как раз посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный! Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
«Семья»
Этот пальчик — дедушка Этот пальчик —бабушка,
Этот пальчик —папочка,
Этот пальчик —мамочка, Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья!
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу.
- Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик, где ты был? - (надеваем кольцо Су - Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, - (надеваем кольцо Су - Джок на указательный
палец)
- С этим братцем щи варил, - (надеваем кольцо Су - Джок на средний палец)
- С этим братцем кашу ел, - (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
- С этим братцем песни пел - (надеваем кольцо Су - Джок на указательный палец).
Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков
- «Шарик мы ладонью «стук» - повторяем в слове (слоге) звук»
Стукни пальцами по шарикам и произнеси звук (слог, слово, фразу) заданное количество раз.
«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»
Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я: «На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С») и т.п.
- Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука [Ш].
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, - (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, - (указательный)
Этот малыш-Алеша, - (средний)
Этот малыш-Антоша, - (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. - (мизинец) На левой руке:
Эта малышка-Танюша, - (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, - (указательный)
Эта малышка-Маша, - (средний)
Эта малышка-Даша, - (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. - (мизинец).
- Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого.
С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его?
- При произнесении звука сначала изолированно, потом в слогах, словах и фразах ребёнок нажимает пальцем на половинку шарика Су - Джок.
Отрабатывая звук в слогах, малыш по очереди передаёт шарик Су – Джок из одной ладони в другую.
- Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая двустишье на автоматизацию поставленного звука.
«Ла, ла, ла (пружинка надевается на любой палец) – стала куртка мне мала (снимается)»
«Ры, ры, ры (пружинка надевается на любой палец) – прилетели комары (снимается)»
«Ач, ач, ач (пружинка надевается на любой палец) – прилетел на ветку грач (снимается)» и т.п.
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
- Упражнение «Один - много».
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Упражнение «Назови и сосчитай»
Логопед показывает ребенку картинку, он ее называет, надевает пружинку от Су-Джок шарика на пальцы руки, и считает предметы до 5.
Упражнение «Прокати шарик».
Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном — (машина – машины).
Упражнение «Назови ласково»
Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).
Упражнение «Чей? Чья? Чьи?».
Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи?
- «Хвост лисы, хвост чей?»
Упражнение «Скажи наоборот».
Прокати шарик и скажи наоборот (слова – антонимы).
Упражнение по лексической теме: «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай - О них ты на улице не забывай.
(поочередно надевать Су – Джок колечко на пальцы правой руки) В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(поочередно надевать Су – Джок колечко на пальцы левой руки).
Упражнение «Репортер».
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон (шарик Су – Джок, который ребёнок держит подушечками пальцев), и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон (шарик Су – Джок).
План вопросов:
Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). Лексический материал подбирается по определенной теме.
Упражнение «Остановки».
Учитель - логопед перечисляет различные предметы одежды. Дети прокатывают шарик Су – Джок между ладонями в вертикальной плоскости и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д. по лексической теме).
Упражнение «Ловко с шариком играем и предлоги называем».
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Упражнения с Су – Джок шарами для развития связной речи
- Заучивание стихотворений и потешек с использованием Су – Джок шарика. Я люблю свою лошадку. - (прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)
Причешу ей шёрстку гладко. - (прокатывание шарика в горизонтальной плоскости (меняются положения рук))
Гребешком приглажу хвостик. - (прокатывание шарика в вертикальной плоскости)
И верхом поеду в гости. - (прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)
Сказка «Ежик на прогулке»
Рассказывание сказки с использованием шарика Су – Джок.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке.
Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Сказка «ЁЖИК»
Рассказывание сказки с использованием шарика Су – Джок. Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).
Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и по- бежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).
Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания
- Упражнение «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
Упражнение «Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Упражнение «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
Упражнение «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»
Дети выполняют инструкцию: возьми шарик в правую руку и стукни им по столу два раза и т.д.
Использование Су-Джок шаров при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха и восприятия
- «Телеграфисты»
Простучи шариком заданный ритмический рисунок.
«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.
«Какой звук?»
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
«Сосчитай, не ошибись»
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
«Шарик мне назад верни, слово (слоги) верно повтори»
Ребенок берет в руку Су – Джок шарик, логопед называет слог (слово), ребенок возвращает шарик логопеду, проговаривая слог (слово).
«Шар обратно прокати, слово (слоги, фразу) измени»
Ребенок берет в руку Су – Джок шарик, логопед называет слог (слово), ребенок возвращает шарик логопеду, прокатывая его по столу, изменяя слог (слово).
«Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
Ребенок поднимает Су – Джок шарик над головой, если слышит заданный звук.
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков звуко - слогового анализа и синтеза
- Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
«Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…»
Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
«По слогам словечко называй и на шарик нажимай»
Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.
«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Выкладывай слоговую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери».
Подбери шарик Су – Джок нужного цвета для заданного звука.
- «Я на шарик погляжу, всё про звук вам расскажу». Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука: Красный – для гласных
Синий с колечком – для звонких твёрдых согласных Синий без колечек – для глухих твёрдых согласных Зелёный с колечком – для звонких мягких согласных Зелёный без колечка – для глухих мягких согласных.
Использование Су – Джок шаров при изучении связи звука с буквой
«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»
Прокати шарик по написанной букве.
«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»
Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
Использование Су – Джок шаров при составлении цветовых комбинаций из шариков разного цвета
По инструкции ребёнок собирает жёлто-зелёный шарик, красно-синий, красно- жёлтый и т.д.
Ссылки на источники
- Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
- Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Ло гопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
- Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
- Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия
/ Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
- Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений. – URL: http://logoportal.ru/su- dzhok-terapiya-pri-korrektsii-rechevyih-narusheniy/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...
Методическая разработка по теме: Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.
Целью представленной работы является обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоц...
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...