Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно – развивающей работе учителя - логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Одной из задач современной системы образования является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.
Игры с песком - снимают мышечную напряжённость;
- развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
В работе учителя – логопеда песочная терапия является вспомогательным средством, позволяющим стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Данный метод терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяется в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, заболевания органов дыхания, так же царапины и порезы на руках.
Организация игрового процесса начинается:
с демонстрации песочницы и фигурок;
со знакомства с правилами игр на песке;
с формулировки инструкций к играм.
В самом начале занятия, включаются игры на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Упражнения на развитие дыхания
Перед началом упражнений по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
Выдыхай медленно и плавно.
Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ» В песке делается три-четыре углубления — «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Развитие фонематического слуха и восприятия
«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«ДВА ГОРОДА» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Автоматизация звука
«СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произносить звук С (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
«ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«ДОРОЖКА» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова
«ПОЛОСКИ»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
Чертит столько полосок, сколько слогов в слове
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_rmo.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно – развивающей работе учителя - логопеда
Одной из задач современной системы образования является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.
Игры с песком - снимают мышечную напряжённость;
- развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
В работе учителя – логопеда песочная терапия является вспомогательным средством, позволяющим стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Данный метод терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяется в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, заболевания органов дыхания, так же царапины и порезы на руках.
Организация игрового процесса начинается:
с демонстрации песочницы и фигурок;
со знакомства с правилами игр на песке;
с формулировки инструкций к играм.
В самом начале занятия, включаются игры на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Упражнения на развитие дыхания
Перед началом упражнений по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
Выдыхай медленно и плавно.
Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ» В песке делается три-четыре углубления — «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Развитие фонематического слуха и восприятия
«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«ДВА ГОРОДА» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Автоматизация звука
«СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произносить звук С (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
«ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«ДОРОЖКА» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова
«ПОЛОСКИ»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
Чертит столько полосок, сколько слогов в слове
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."
Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...
Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
В данной статье указаны нетрадиционные методы и их использование в работе логопеда....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В статье кратко описаны здоровьесберегающие технологие, применяемые мною в своей практической деятельности....
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста."
Актуальность:Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения,повышает познавательную активность и самое главное,улучшает снижение заболеваемости,...
«Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя логопеда и деффектолога ДОУ»
Современная дошкольная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая, что...
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА –ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР)
Презентация посвящёна актуальной проблеме оптимизации коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда посредством использования биоэнергопластики как здоровьесберегающей технологии. В...
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедиче...