Конспект подгруппового занятия Тема: Звук и буква «И»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуком «И» и его акустико- артикуляционной характеристикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Конспект подгруппового логопедического занятия
Подгруппа №2
Дата проведения занятия 15.11.2018
Тема: Звук и буква «И»
Цель: познакомить детей со звуком «И» и его акустико- артикуляционной характеристикой.
Задачи:
Коррекционно – развивающие
1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
2. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;
3. Автоматизировать звук и в слогах, словах и предложениях.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счетные палочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком «И» в названии.
Ход занятия
№ | Этап занятия и его задача /деятельность логопеда | Ответы детей | Примечание (пособия, картинки, речевой материал и пр.) | Время |
I | Организационный момент | |||
Игра «Слушай, повторяй!». | Предполагаемые ответы детей | Логопед просит детей повторить ряды слов. | 2 мин | |
II | Основная часть | |||
1 | Развитие общей моторики. «Осенью». Опустел скворечник- Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят... Видно, тоже в Африку Улететь хотят. (И. Токмакова) Развитие мелкой моторики. «Журавли». Летят лениво журавли. Летят они прощаются: С елками зелеными, С березами и кленами, С долинами, с озерами, С родимыми просторами. Массаж лица. Развитие мимических мышц. | Приседают. Встают, идут по кругу и машут руками. Бегут по кругу. Взмахи перекрещенными кистями рук. Загибают по одному пальчику, начиная с большого. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам). Выразить состояние грусти и печали («Вы прощаетесь с улетающими птицами*); изобразить радость («Птицы вернулись в родные края»). | 1 мин. 1 мин 1 мин. 1мин. | |
Развитие артикуляционной моторики. «Окошко закрывается и открывается» «Пожевывание». «Отставление» «Втягивание» нижней губы внутрь рта. «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл... Работа над развитием дыхания и голоса. | Спокойное открывание и закрывание рта. Жевательные движения в медленном темпе. Нижней губы от десен. Нижней губы внутрь рта. Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл... Вдохнуть и на выдохе произносить: И. Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ. | 5 мин 1 мин | ||
2 | Объявление темы занятия. Логопед называет картинки, выставленные на доске, в которых звук И находится в начале слова (звук И произносится при этом утрировано), а затем просит отгадать, с каким звуком дети сегодня будут знакомиться. Акустико-артикуляционный образ звука. Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свободно, не встречает преграду. Логопед: Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Этот звук очень любит произносить маленький ослик. Повторите вслед за осликом: «И-и-и». Связь звука и буквы. Выкладывание буквы И из палочек. Для И три палочки возьми. Две прямо. Третью наклони. Т. Куликовская | Предполагаемые ответы детей Предполагаемые ответы детей | Предметные картинки со звуком И в названии. Картинка для звукоподражания. Зеркала по количеству детей. Фишки. Счетные палочки. | 1 мин 2 мин 1 мин |
Развитие фонематического слуха. Повторение вслед за логопедом слоговых рядов. Физкультминутка. Мы пойдем на носках. Мы пойдем на пятках. Мы идем, как все ребятки. Раз-два, раз-два! И как мишка косолапый. Закрепление звука в слогах. Логопед утрированно произносит слог ИП и вместе с детьми проводит его подробный анализ. Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ? (На схеме одна красная и одна синяя фишки.) | Предполагаемые ответы детей Предполагаемые ответы детей | Выполнение движений по тексту стихотворения. По следам анализа дети выкладывают схему. Фишки. Схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем. | 1 мин. 1 мин. 2 мин. | |
3 | Закрепление звука в словах. Деление слов на части (слоги), с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схемы. Определение места звука в словах: индюк. иголка, Ира, игрушки и т.д. Закрепление звука в предложениях. Составление предложения по демонстрируемому действию. Логопед: Скажите, что делает девочка? «Девочка* — это слово. А «собирает*? (Слово.) А «игрушки*? (Слово.) Теперь я попрошу выйти Вику и Колю. Сейчас вы будете «живыми словами». Ира — слово «девочка*, Коля — слово «собирает*, Даша — слово «игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами «индюк* и «иголка*, то есть подружите эти слова. | Предполагаемые ответы: Девочка собирает игрушки, слово, слово | Выложить столько же полосочек, сколько раз хлопнули. Выходит, девочка (по предварительной договоренности) и начинает собирать игрушки, разбросанные на столе. Дети выходят. Дети берутся за руки. Составляют предложения. | 1 мин 2 мин |
Закрепление звука в тексте. Логопед: Слушай, не зевай, Все загадки отгадай! Звук И в словах выделяется голосом. Бежит свинка, Железная спинка. (Иголка с ниткой.) Висит сито — Не руками свито. (Паутина.) Выделение из текста слов со звуком И. | Предполагаемые ответы | Дети отгадываю загадки, выделяют слова со звуком (И) | 2 мин | |
III | Подведение итогов занятия | |||
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, это что? (Предложение.) | Предполагаемые ответы | 1 мин |
Используемая литература (пособия)
1. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппс О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
Приложение 5
Анализ проведенного занятия Тугариновой Натальей Валентиновной.
На занятии присутствовали дети старшей группы (6 детей). Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была поставлена следующая цель: познакомить детей со звуком И и его акустико- артикуляционной характеристикой, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно – развивающие
1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
2. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;
3. Автоматизировать звук и в слогах, словах и предложениях.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Наш весёлый язычок». Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием использовалось развитие мелкой моторики. «Журавли». На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М». Цели:1. Познакомить с буквой «М».2. Закреплять...
Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие с детьми подготовительной группы на дифференциацию звуков ж-ш....
План-конспект подгруппового занятия Тема: «Гласные звуки»
Закрепление материала....
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук О. Буква О.
Конспект подгруппового логопедического занятияТема: Звук О. Буква О....
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук и буква П
Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки....
Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте «Буква С, звуки С-Сь» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
ЦЕЛЬЗнакомство с буквой С, звуками С-Сь...