Конспект подгруппового занятия Тема: Звук и буква «И»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: познакомить детей со звуком «И» и его акустико- артикуляционной характеристикой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Конспект подгруппового логопедического занятия

Подгруппа №2

Дата проведения занятия 15.11.2018

Тема: Звук и буква «И»

Цель: познакомить детей со звуком «И» и его акустико- артикуляционной характеристикой.

Задачи:

Коррекционно – развивающие

1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;

2. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

3. Автоматизировать звук и в слогах, словах и предложениях.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счетные палочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком «И» в названии.


Ход занятия

Этап занятия и его задача

/деятельность логопеда

Ответы детей

Примечание

(пособия, картинки, речевой материал и пр.)

Время

I

Организационный момент

Игра «Слушай, повторяй!».

Предполагаемые ответы детей

Логопед просит детей повторить ряды слов.

2 мин

II

Основная часть

1

Развитие общей моторики. «Осенью».

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

(И. Токмакова)

Развитие мелкой моторики. «Журавли».

Летят лениво журавли. Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами.

Массаж лица.

Развитие мимических мышц.

Приседают.

Встают, идут по кругу и машут руками.

Бегут по кругу.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

Выразить состояние грусти и печали («Вы прощаетесь с улетающими птицами*); изобразить радость («Птицы вернулись в родные края»).

1 мин.

1 мин

1 мин.

1мин.

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается»

«Пожевывание».

«Отставление»

«Втягивание» нижней губы внутрь рта.

«Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

Работа над развитием дыхания и голоса.

Спокойное открывание и закрывание рта.

Жевательные движения в медленном темпе.

Нижней губы от десен.

Нижней губы внутрь рта.

Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

Вдохнуть и на выдохе произносить: И. Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ.

5 мин

1 мин

2

Объявление темы занятия.

Логопед называет картинки, выставленные на доске, в которых звук И находится в начале слова (звук И произносится при этом утрировано), а затем просит отгадать, с каким звуком дети сегодня будут знакомиться.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свободно, не встречает преграду.

Логопед: Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Этот звук очень любит произносить маленький ослик.

Повторите вслед за осликом: «И-и-и».

Связь звука и буквы.

Выкладывание буквы И из палочек.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Т. Куликовская

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

Предметные картинки со звуком И в названии.

Картинка для

звукоподражания.

Зеркала по количеству детей. Фишки.

Счетные палочки.

1 мин

2 мин

1 мин

Развитие фонематического слуха.

Повторение вслед за логопедом слоговых рядов.

Физкультминутка. 

Мы пойдем на носках.

Мы пойдем на пятках.

Мы идем, как все ребятки.

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый.

Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ИП и вместе с детьми проводит его подробный анализ.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ? (На схеме одна красная и одна синяя фишки.)

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

Выполнение движений по тексту стихотворения.

По следам анализа дети выкладывают схему. Фишки. Схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

3

Закрепление звука в словах.

Деление слов на части (слоги), с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схемы.

Определение места звука в словах: индюк. иголка, Ира, игрушки и т.д.

Закрепление звука в предложениях.

Составление предложения по демонстрируемому действию. Логопед: Скажите, что делает девочка? «Девочка* — это слово. А «собирает*? (Слово.) А «игрушки*? (Слово.)

Теперь я попрошу выйти Вику и Колю. Сейчас вы будете «живыми словами». Ира — слово «девочка*, Коля — слово «собирает*, Даша — слово «игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами «индюк* и «иголка*, то есть подружите эти слова.

Предполагаемые ответы: Девочка собирает игрушки, слово, слово

Выложить столько же полосочек, сколько раз

хлопнули.

Выходит, девочка (по предварительной договоренности) и начинает собирать игрушки, разбросанные на столе. Дети выходят. Дети берутся за руки. Составляют предложения.

1 мин

2 мин

Закрепление звука в тексте.

Логопед: Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Звук И в словах выделяется голосом.

Бежит свинка,

Железная спинка. (Иголка с ниткой.) Висит сито —

Не руками свито. (Паутина.)

Выделение из текста слов со звуком И.

Предполагаемые ответы

Дети отгадываю загадки, выделяют слова со звуком (И)

2 мин

III

Подведение итогов занятия

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук?

Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, это что? (Предложение.)

Предполагаемые ответы

1 мин

Используемая литература (пособия)

1. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппс О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Приложение 5

Анализ проведенного занятия Тугариновой Натальей Валентиновной.

На занятии присутствовали дети старшей группы (6 детей). Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была поставлена следующая цель: познакомить детей со звуком И и его акустико- артикуляционной характеристикой, которая достигалась путём решения следующих задач: 

Коррекционно – развивающие

1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;

2. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

3. Автоматизировать звук и в слогах, словах и предложениях.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.

Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Наш весёлый язычок». Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием использовалось развитие мелкой моторики. «Журавли».  На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...

Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие с детьми подготовительной группы на дифференциацию звуков ж-ш....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук О. Буква О.

Конспект подгруппового логопедического занятияТема: Звук  О.  Буква  О....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук и буква П

Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки....

Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР...