Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия «В гости к лесным обитателям». Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_s_elementami_geokeshinga.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»
Учитель-логопед Денисова С.В.
Воспитатели: Ермохина Т.А., Зиннатуллина А.М.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №68»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Аннотация к работе: конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия «В гости к лесным обитателям». Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики. Данный материал могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды.
Тема: «В гости к лесным обитателям».
Возрастная группа: старшая группа дошкольного образовательного учреждения (5-6 лет).
Интеграция содержания образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.
Форма совместной деятельности: совместная организованная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и детей.
Форма организации: фронтальная
Программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Говорим правильно» Гомзяк О.С. Программа коррекционно – развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 7 лет, Нищевой Н. В.
Средства:
- Зрительный ряд: иллюстрации с изображением деревьев, плоскостные картинки с изображением диких животных и детенышей.
- Литературный ряд: чтение текста к упражнению по развитию общей моторики Коротковой Г.С. «Дикие животные»; пальчиковая гимнастика В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом», загадки о животных.
- Музыкальный ряд: звукозапись «Звуки природы»;
- Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: проектор, экран, ноутбук;
- Материалы: карта-схема путешествия, 2 мольберта, пособие «Дерево», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»; картинки с изображениями диких животных и детёнышей (зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат); мяч.
Предварительная работа:
- с детьми: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением леса, животных и детенышей, мест обитания животных; чтение детям русской народной сказки «Зимовье зверей»; разучивание текста к упражнению по развитию общей моторики «Дикие животные», пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»; разучивание физкультминутки «Лес ветвями качает»;
- воспитателя: подготовка конспекта, наглядного и раздаточного материала к занятию.
Последующая работа: дети используют полученные знания в настольных играх «Кто где живет?», «Чей хвост?», в сюжетно-роевой игре «Зоопарк», в самостоятельных играх.
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Формировать лексико-грамматические средства языка.
Задачи | Задачи Этно-культурной составляющей |
Воспитательные: - воспитывать стремление помочь игровым персонажам и друг другу; Развивающие: - развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, инициативу, способность сосредоточиться; - развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. - развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями; Обучающие: - создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса; - способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни); - учить ориентироваться на местности по карте-схеме, определяя направление маршрута. - учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные; - упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными; | - создать условия для закрепления названий животных, которые обитают в лесах Поволжья. |
Ход:
1 этап «Мотивация к деятельности» | ||||
Цель этапа: создание условия для проявления познавательной активности детей, стремления помочь игровым персонажам | ||||
Содержание педагогического взаимодействия | Формы, методы, приемы и технологии реализации педагогического взаимодействия | Планируемый результат | ||
Организация рабочего пространства | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
Дети с педагогом проходят в группу. В группу заходит доктор Айболит. На столе группы размещают план-карту игры-путешествия, на котором отмечены кладовые. Дети перемещаются по группе. | Педагог: Доброе утро, ребята, исанмесез. Ой, кто это? Ребята, это же доктор Айболит! Айболит: - Здравствуйте, дети. Я получил письмо из нашего леса от лесных зверей. «У нас приключилась беда. Холодно и голодно в лесу, закончились все припасы на зиму. Животные голодают! И поэтому лесные жители просят помощи, чтобы вы помогли найти кладовые, в которых спрятаны запасы». Педагог: - Ребята, поможем лесным жителям? А что надо делать? Айболит: - У меня с собой есть кaрта, по которой мы отправимся в волшебный лес. На кaрте указаны все клaдовые (тайники). За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - пaзл. Если вы соберете все пазлы и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с витаминами и припасами для лесных жителей. Педагог: - Давайте рaссмотрим кaрту и решим, куда нам идти. Посмотрите, тут обозначены места, до которых мы должны добраться. Что на них изображено? Педагог. А чтобы найти тайник, предлагаю вам отправиться в путешествие и в каждой кладовой выполнить задание. (Упражнение для развития крупной моторики.) «Дикие животные» Воспитатель: Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайте руки вверх, Шевелитесь, пальчики, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем Теперь садимся тише, тише, Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда, А где достать, не знал. | Дети здороваются, отвечают на вопросы воспитателя. Дети рассматривают карту, отмечая места остановок, анализируют игровые задания. Выполняют упражнение в соответствии со словами стихотворения. - Сжимание и разжимание пальцев; - Поставить ладони на голову пальцами вверх; - Подвигать ладонями вперед – назад; - Ходьба на месте на носочках, плавные движения руками перед собой; - Руки на поясе, повороты головы влево – вправо; - Сесть на корточки; - Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях; - Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид. | Педагоги активизируют детей, обращая внимание на письмо от лесных зверей. Доктор Айболит представляет вниманию детей план-карту. Художественное слово развивает воображение детей, помогает удерживать интерес на протяжении всей деятельности. | Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слушать воспитателя и персонажа, отвечать на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками. |
2 этап «Основная часть» Цель этапа: создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса; способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни); | ||||
Дети стоят на ковре в кругу. На стене группы размещены плоскостные силуэты деревьев, елок. На столе перед детьми предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»; Звучит звукозапись «Звуки природы»; Дети стоят на ковре. На плоскостном силуэте дерева или елки размещены карточки – иллюстрации диких животных и детёнышей. Под ёлкой лежит конверт с разрезными картинками. Такие же конверты у каждого ребёнка на столах. На экране отражена картина «Кто где спрятался». Дети сидят вокруг ковра. Дети стоят на ковре. На столах у каждого ребёнка карточка с заданием «Дикие животные и жилище» Дети стоят на ковре, в кругу. На столе фрагменты пазла. Дети размещаются вокруг стола. Картинки размещаются на веревку и присоединяются прищепками. За ёлкой спрятана корзина с овощами и фруктами. | Дыхательное упражнение «Ветерок» Педагог: Представим, что мы в лесу. В лесу много деревьев, поднимем руки и представим, что мы деревья. Ветерок подул и ветки закачались. - Подул теплый ветерок: ш-ш-ш. Вдруг подул холодный ветер с-с-с, снова подул теплый ветер ш-ш-ш. (Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика: когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками, наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы). 1 задание: «Загадки» Доктор Айболит – Вот и лес. Я буду загадывать загадки, отгадав их, вы узнаете, кто живет в лесу. 1. Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе, под ёлкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не входят звери. (ёж) 2. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса) 3. На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) 4. Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (мышка) 5. Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (медведь) 6. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка) 7. Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц) Педагог: Ребята, давайте вспомним, каких животных мы можем встретить в наших лесах? Са – са – са – в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы. Ост-ост-ост – у лисы пушистый хвост. Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша. Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо. Ши-ши-ши – ее любят малыши. Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу. Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились, чистоговорки произнесли правильно и все загадки отгадали. После выполнения задания получают пазл от доктора Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию. 2 задание «Подбери признак». Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь животных, какие они? Заяц (какой?) — быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий. Лиса (какая?) — быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая. Белка (какая?) — рыжая, ловкая, быстрая. Волк — злой, голодный, серый, зубастый, лохматый. Медведь — косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый. Еж — колючий, умный, смелый. После выполнения задания получают второй пазл от Айболита. 3 задание. «Чей хвост? Чья морда?» Педагог: Ребята, посмотрите сколько тут карточек разных животных, а вот где чей хвост не могу разобрать. Пройдите за столы и помогите, пожалуйста, мне собрать целую картинку, тогда мы и узнаем ответ. За правильно выполненное задание Айболит вручает детям пазл. 4 задание «Кто спрятался?». Воспитатель: Посмотрите ребята, испугались животные непрошенных гостей и спрятались. Давайте посмотрим, кто куда спрятался? Индивидуальные ответы детей. За выполненное задание Айболит вручает детям пазл. Педагог: Ребята, давайте вспомним, где живут дикие животные. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. 5 задание. «Найди дом для животного» Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с заданием. - Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Посмотрите на картинку и определите, кто где живет, соедините животное и жилище волшебной линией. (Волк живет в логове. Логово – этo небольшая яма, в ней много листьев, травы, сучьев. Она прикрыта сверху ветками, старыми сучьями, поэтому снег не попаждает в яму. Медведь живет в берлоге. В большом, обязательно сухом месте он устраивает берлогу, под деревом и там засыпает. Белка живет в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, травой, сухими листьями. Лиса живет в норе. Лисица часто использует чужие жилища, к примеру, лисе очень нравятся удобные норы, вырытые барсуком. Зайцы не строят себе жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там. За выполненное задание Айболит вручает детям пазл. 6 задание. «Назови семью животного» с мячом: (Воспитатель бросает мяч и называет животное, кто поймал мяч называет детеныша этого животного.) Мама — зайчиха, детеныш — зайчонок (зайчата), мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата), мама — лиса, детеныш — лисенок (лисята), белка - бельчонок (бельчата), волчиха - волчонок (волчата), ежиха - ежонок (ежата). За правильно выполненное задание доктор Айболит вручает детям пазл. Доктор Айболит: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Теперь перед нами стоит самая главная задача. Необходимо собрать все пазлы в единую картинку, и тогда мы узнаем, чем питаются животные и сможем помочь лесным обитателям. 7 задание «Кто чем питается» Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными. Воспитатель обращает внимание детей на корзину, которая стоит за ёлкой. -Что же там, ребята? Это угощение для лесных жителей. Чего здесь только нет: капуста для зайчат, орехи для белок, яблоки для ежей. Для травоядных животных мы передадим гостинцы, а хищники найдут себе пропитание сами, ведь как говорят в народе: «Волка ноги кормят». - Когда Айболит вернется в лес, он обязательно передаст угощения лесным жителям. | Выполняют упражнение на дыхание «Ветерок». Дети отгадывают загадки, получая за правильный ответ картинку- отгадку и размещают ее на плоскостном силуэте дерева или елки. Дети произносят слова чистоговорок. Дети подбирают прилагательные к существительному, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Дети собирают разрезные фрагменты, образуя целую картинку из частей, и называют животное, которого они собрали. - У зайца хвост заячий. А у белки? (Беличий) У медведя (медвежий). У волка? (волчий) У лисы? (Лисий). Индивидуальные ответы детей. - За елью прячется лиса. Под кустом прячется заяц. За сосной спрятался волк. В дупле прячется сова. Из берлоги выглядывает медведь. Дети загибают пальцы на обеих руках. Удары ладонями и кулачками поочередно. Практическая деятельность. Дети, сидя за столами, на карточке соединяют линией животное с жилищем. Дети отвечают на вопросы воспитателя, называя детенышей животных. Дети выкладывают целую картинку из частей. Дети передают корзину с фруктами и овощами доктору Айболиту. | У детей вырабатывается устойчивое положение губ, языка, для правильного произношения звуков в слогах, словах. Наглядность способствует развитию восприятия. Чистоговорки способствуют правильному произношению звуков в речи; Обобщение имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни) способствует развитию познавательных способностей, словаря; Умение детей употреблять в речи притяжательные прилагательные способствует расширение и обогащению словаря. Педагог обращает внимание детей на экран, на котором изображен сюжет, животных в лесу. Пальчиковая гимнастика помогает расслабить пальцы рук и кисть перед началом работы, развивает мелкую моторику. Наглядность способствует развитию восприятия, углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных. Игра с мячом способствует умению согласовывать существительные единственного и множественного числа. Игровое упражнение способствует углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и (питании, особенностях образа жизни); Пополнение словаря по теме. | Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности, играх. Дети самостоятельно составляют загадки о животных, взяв за основу особенности внешнего вида. Дети правильно произносят звуки в слогах, словах. Дети называют животных, живущих в лесах Республики Татарстан, сравнивают животных анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы педагога полным предложением. В самостоятельной и игровой деятельности дети определяют и называют местонахождения предмета, используя в речи предлоги. Наизусть рассказывают стихотворение, выполняя пальчиковую гимнастику самостоятельно. Самостоятельно определяют и называют место обитания животных. Самостоятельно различают, называют и сопоставляют в настольных играх животных и детёнышей. В сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» могут самостоятельно подобрать пищу для диких животных. |
3 этап «Заключительная часть» Цель этапа: создание условий для развития у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. | ||||
Дети располагаются на коврике, в произвольном порядке. | Оценка деятельности: - Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад. - Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили? - Кому мы помогли? - Что вам понравилось? - А что показалось трудным? - Кому расскажем о нашем путешествии? Педагог: А теперь послушайте стихотворение: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, елочек не обижай, Всем деревьям помогай. | Дети по желанию берут карточки с животными, рассматривают еще раз. | Проводятся сюжетно-ролевые игры по желанию детей. | Дети активно взаимодействуют друг с другом, используя игрушки, создают постройки, в зависимости от сюжета игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Прогулка по осеннему лесу»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Прогулка по осеннему лесу»...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».
Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ИКТ «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "От куда хлеб пришел"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием регионального компонента в старшей группе (5+) Тема: «Моя родина - «Ямал»
Цель: развитие связной речи детей с помощью национально - регионального компонента....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием социо-игровой технологии на тему «Что такое дружба» для детей старшей группы.
Цель: закрепить понятие "дружба"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"
Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».
Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...