Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Цель:
- повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога; способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. План проведения семинара: Программные задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают. Обсуждение методов развития речи детей Практические задания для педагогов
«В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений» Л.С. Выготский .
. ФГОС определяет 5 образовательных областей: социально - коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно - эстетическое развитие физическое развитие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте
. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
. Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования Владение речью, как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В младенческом и раннем возрасте: «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек» (ФГОС ДО 4.6) , а на этапе завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности » (ФГОС ДО 4.6) .
. Таким образом, образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырех оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.
Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают?
Актуальность проблемы речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формируют взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появления и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Типичные проблемы развития речи дошкольника: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь ) – неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. – бедность речи. – замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений)
– бедная диалогическая речь - неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. – отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. – плохая дикция.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? На самом деле причин много. В последние годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению педагогическая и социальная запущенность.
Для успешного развития речи необходимо: - интересно организовать жизнь ребенка. – постоянно побуждать ребенка говорить. – создавать соответствующую обстановку. – не забывать про одаренных детей. Речью мы определяем судьбу ребенка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ. Исходя из вышесказанного, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.
Формирование красивой, грамотной речи -одна из главных образовательных задач в обучении детей дошкольного возраста. Но достижение этой цели – комплексная работа. Она включает работу над: фонематическим слухом, артикуляционной и мелкой моторикой, речевым дыханием, силой голоса.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Артикуляционная гимнастика Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье») В средней и в старших группах необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
Мелкая моторика Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек , стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.
Кинезиологические упражнение Кулак-ребро-ладонь Показать три положения руки на плоскости стола последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначало правой рукой, потом -левой рукой, затем двумя.
Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы с возрастом строить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы, быстро и легко усваивают речевой материал. В итоге, детям легче подготовиться к утренникам, занятиям и заданиям воспитателя.
. Развивающая речевая среда Методы Приёмы Наглядность Общение Взаимодействие Речь педагога
Требования к речи педагога ДОУ Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность
. Инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников Здоровьесберегающие технологии Технология ТРИЗ Метод наглядного моделирования Игровые технологии Интерактивные методы
Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи) Особенности речевого развития детей первой младшей группы
Особенности речевого развития детей второй младшей группы Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития детей средней группы Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития детей старшей и подг . к школе групп Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением); создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
Практическое задание для педагогов: Как называется гимнастика для языка? Ответ: Артикуляционная Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Ответ: Артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц речевого аппарата и выработки в них мышечной памяти
Орган, участвующий в артикуляции звуков? Ответ: Язык Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? Ответ: Речевой аппарат
С какого возраста необходимо исправлять речь детей? Ответ: 5 лет Что такое фонематическое восприятие? Ответ: умение услышать звук в потоке речи
Какое из средств развития речи является ведущим? Ответ: Общение В чем отличие активного словаря от пассивного? Ответ: Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто), а пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет
Что относится к словесным методам и приёмам обучения? Ответ: пояснение, рассказ, чтение, б еседа Что такое диалогическая речь? Что такое монологическая речь? Ответ: Диалогическая речь– разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией. Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? Ответ: С младшей группы С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? Ответ: Со средней группы
Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников Ответ: 1. Развитие словаря. 2.Формирование грамматической стороны речи. 3.Воспитание звуковой культуры речи. 4.Формирование разговорной (диалогической) речи. 5.Обучению рассказыванию (монологической речи). 6.Ознакомление с художественной литературой. 7.Подготовка детей к обучению грамоте.
В каких видах деятельности развивается речь ребенка? Ответ: дидактические игры; сюжетные игры; речевые игры; режимные моменты; прогулки; занятия. Какой прием считается ведущим при организации беседы? Ответ: Вопросы
Назовите формы диалогической речи? Ответ: разговор, беседа К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой? Ответ: речевое развитие
МОЛОДЦЫ!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум для педагогов. Тема «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас....
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»
· повысить интерес детей к художественной литературе;· разработать систему работы с книгой;·...
Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».
Цель семинара - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...
Разработка семинар практикума по развитию речи детей среднего возраста
Методическая разработка направлена для повышения профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Создания совмес...