семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
« Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста»
Цель - повысить уровень педагогической компетенции по использованию современных технологий.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
В. А. Сухомлинский
План проведения:
1.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Практическая часть
4. Подведение итогов семинара.
Актуальность темы:
Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.
Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.
Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:
- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;
- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.
Наша цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.
Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов,
- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных методов;
- проанализировать результативность работы.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.
При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А. разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.
Презентация Смирновой Т. А. « Пальчиковые игры», просмотр видио занятия «Золотая осень»
Практика показала, что наиболее эффективный метод- это использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Презентация занятия « экскурсия в картинную галлирею»- педагог Пристенская Е.П.
Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Презентация занятия « В гостях у сказки» педагог- Рыбакова И.Ю.
Технология ТРИЗ
Задачи :
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- воспитывать творческую личность.
Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.
Элементы ТРИЗ можно примкнять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников
Домашнее задание:
1. Проанализировать задачи развития речи по программе «От рождения до школы» в разных возрастных группах, сравнить их, выяснить преемственность и усложнение.
2. Проанализировать созданные в группе условия для развития речи, составить картотеку игр и пособий, используемых для развития речи детей группы.
3.Практическая часть
1 задание:
- Сформулируйте задачи по развитию речи дошкольников.
2 задание:
- Организация и использование среды как фактор развития речи детей.
3 задание:
-Дать характеристику существующим технологиям
4 задание:
-составить мнемотаблицу к стихотворению «Ветер» и сказка «Теремок»
4.Подведение итогов семинара- практикума
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...
План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»
Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...
Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...
Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».
Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...