Разработка семинар практикума по развитию речи детей среднего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка направлена для повышения профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Создания совместными усилиями условий для своевременного развития правильной речи детей;
Систематизирования знаний воспитателей;
Обеспечить воспитателей рекомендацииями фпо использованию игр и игровых упражнений, для развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум для воспитателей по теме «Развитие фонематического слуха, как основа правильной речи у детей дошкольного возраста»
Цель:Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Создать совместными усилиями условия для своевременного развития правильной речи детей;
Систематизировать знания воспитателей;
Дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития.
Ход мероприятия.
Добрый день, уважаемые коллеги. В народе говорят, если встретились два педагога, то их разговор переходит в семинар – практикум. Нас сегодня в этом зале собралось не два педагога, а много. Это значит, что мы проведем с вами семинар – практикум. Итак, тема сегодняшнего семинара: «Развитие фонематического слуха, как основа правильной речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка.
Все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость усиленной работы над развитием правильной речи у детей дошкольников. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. В каждом возрасте свои задачи:
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основными направлениями работы на данном возрасте являются:
Формирование фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Фонематический слух - это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. Он формируется постепенно, в процессе естественного развития, в результате общения с окружающими. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
«Фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:
1.Развитие слухового внимания: Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки.
2.Развитие фонематического восприятия: умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, осознание или подсчет количества звуков в слове. Развитие фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. В его основе лежит фонематический слух. Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Развитый фонематический слух является основой успешного становления речевой системы в целом.
∙ Фонематический слух позволяет ребенку слышать каждую фонему языка, не смешивать ее с другими фонемами, овладеть их произношением.
∙ Способность различать на слух фонемы позволяет ребенку овладевать правильным произношением новых слов, в состав которых входят фонемы, близкие по звучанию или сходные по артикуляции, а также различать слова по смыслу (банка-банька, коза -коса) Таким образом пополняет лексический запас ребенка новыми словами.
∙ Фонематического слух положительно влияет на формирование грамматического строя речи: дети способны воспринимать и различать окончания слов, предлоги, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.д.
∙ Все это способствует правильно строить фразы, а также формированию связной речи (умение пересказывать, составлять рассказы)
∙ Фонематический слух лежит в основе формирования фонематического восприятия, умения анализировать звуковой состав слова (умения слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, устанавливать порядок следования фонем в слове, фиксировать место каждой фонемы в слове).
∙ Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения
Итак, коллеги представьте, что вы дети и группа наша разновозрастная.
В: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам поехать со мной в страну «Играйка». В этой стране много детских площадок и дети играют там в разные игры. Хотите поехать в страну «Играйка» и поиграть.
Дети: Да
В: Тогда, быстрее садитесь в мой автобус. (Участники становятся друг за другом и идут по залу до дет. пл. «Солнышко»)
Детские площадки:
«Капелька»
«Солнышко»
«Кораблик»
«Радуга»
«Родничок»
В: Вот мы и приехали на дет. пл. «Капелька», где дети группы раннего возраста. играют в такие игры:
«Скажи, что ты слышишь? «Лошадка», «Большой или маленький».
В: А давайте и мы с вами поиграем в эти же игры.
«Скажи, что ты слышишь? (Оборудование: стаканы с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма)
В: Дети послушайте внимательно и запоминайте как звучит вода, когда я ее переливаю, как звучит фасоль когда ее пересыпаю, как шуршит бумага, как шумят баночки-шумелки, ложки, (показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание). Вы запомнили что, как звучит
Д: Да
А сейчас я буду шуметь и издавать звук за ширмой, а вы угадайте звук и назовите то, что звучало.
В: (за ширмой выполняет различные действия с предметами: переливать воду, пересыпать крупу шуршание бумаги)
Это игра на развитие слухового восприятия, на дифференциацию неречевых звуков.
В: Следующая игра «Большой или маленький».
Посмотрите на столе две игрушечных мишки - большой и маленький и барабан. Послушайте, как играет на барабане большой мишка, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо.
А теперь отвернитесь и угадайте, какой мишка играет на барабане.
(Воспитатель закрывает игрушки ширмой и за ней производит то громкие, то тихие удары в барабан). Дети должны узнать и показать, который из мишек только что играл
Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов
В: Следующая игра: «Лошадка». Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
В: Я буду проговаривать текст стихотворения, а вы прохлопывать, когда я буду говорить цок-цок-цок.
Вот лошадка - тонконожка цок-цок-цок
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности
В: Молодцы дети. Садитесь в автобус, поедем дальше.
Приехали мы на площадку «Солнышко», где играют дети второй младшей группы в игры (Открывает конверт) «Угадай и произнеси звук»
В: (Объясняет, что слова состоят из звуков.)
Дети, а вы знаете, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Я буду произносить звук, а вы угадайте кто (что) его издает.
А теперь представьте, что вы комарики, говорите как комарики - зззз, как ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.
В: Следующая игра: «Не ошибись».
(Воспитатель показывает картинки и громко четко называет изображение: «Радуга», «Вагон»затем объясняет)
«Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». (Затем произносит: «Мадуга – Падуга – Ратуга – Радука») (Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом)
Игра на имитацию движений: «Пальчик, о пальчик тук, да тук…»
В: Молодцы дети. Садитесь в автобус, поедем на следующую площадку «Кораблик», где дети играют в игру "Доскажи словечко". Чистоговорки.
В: Я прочитаю стишок, а вы договаривайте последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает... (вода).
В дом войти боится вол: -
Подо мной прогнется... (пол).
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе
Поехали дальше, следующая площадка «Радуга» (Старшая группа) где дети играют в игры, которые учат их различать звуки родного языка.
Дети а вы знаете, что гласные звуки легче услышать, легче произнести. Их можно тянуть, петь.
В: (открывает и читает название игры ) Давайте поиграем в игру «Поймай звук».
Послушай ряд звуков. Если услышите звук А, хлопни в ладоши.А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.
Если услышишь звук С, хлопни в ладоши М, Н, С, П, С, Л, Р, К,С,
Игра: «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком «м» — предлагаемые слова:
калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.
Поехали дальше, следующая площадка «Родничок» (подготовительная группа) где дети играют в игры, в которых угадывают место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
Игра «Похлопаем»
В: Я буду проговаривать слова, а вы должны хлопнуть, когда услышите слово, начинающееся со звука «С». А теперь вы должны хлопнуть, когда услышите слово в которой звук «С» в конце слова.(Солнце, лес, село, носки, сова, лиса, морс, нос, сок, квас, стол ,стул )
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак ,сту., .иса, сто.,и т.д.).
Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
В: Молодцы дети. Вы очень хорошо играли. Вам понравилось путешествие в страну «Играйка»
А сейчас садитесь на свои места и послушайте дальше.
Мы поиграли с вами в игры на развитие фонематического слуха с помощью игр, способствующих правильному звукопроизношению.
Но хотелось бы добавить, что и артикуляционная моторика тоже играет немаловажную роль в становлении правильной речи.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.
Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.
Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.
Как вы думаете, одинаково ли мы дышим, когда говорим и когда молчим?
Конечно, же нет.
Речевое дыхание
Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая. Поэтому необходимо проводить упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.
Упр. "Загони мяч в ворота": Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
Упр «Подуй свечу» , «Понюхаем цветок».
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Немаловажную роль в формировании фонематического слуха, правильной речи играет работа с родителями. Она включает в себя:
Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).
Если к концу средней группы, после проведенной вами работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-343493-1502291668.jpg)
Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-651611-1458496186.jpg)
Семинар-практикум «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-323355-1532331862.jpg)
Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы
Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...
Методическая разработка "Развитие речи детей среднего возраста"
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/29/picture-1131900-1553877846.jpg)
Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-1132118-1553960631.jpg)
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1196836-1575725188.jpg)
Семинар "Основные факторы развития речи детей раннего возраста"
Материал семинара для педагогов, работающих с детьми раннего возраста об основных факторах развития речи детей данного возраста...