Разработка семинар практикума по развитию речи детей среднего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сеферова Гюльфира Истархановна

Методическая разработка направлена для повышения  профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Создания совместными усилиями условий для своевременного развития  правильной речи детей;

Систематизирования знаний воспитателей;

Обеспечить воспитателей рекомендацииями фпо использованию игр и игровых упражнений, для развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для воспитателей по теме «Развитие фонематического слуха, как основа правильной речи у детей дошкольного возраста»

Цель:Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Создать совместными усилиями условия для своевременного развития  правильной речи детей;

Систематизировать знания воспитателей;

Дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги. В народе говорят, если встретились два педагога, то их разговор переходит в семинар – практикум. Нас сегодня в этом зале собралось не два педагога, а много. Это значит, что мы проведем с вами семинар – практикум. Итак, тема сегодняшнего семинара: «Развитие фонематического слуха, как основа правильной речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка.

Все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость усиленной работы над развитием правильной речи у детей дошкольников. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. В каждом возрасте свои задачи:

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основными направлениями работы на данном возрасте являются:

Формирование фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие речевого дыхания

Фонематический слух - это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. Он формируется постепенно, в процессе естественного развития, в результате общения с окружающими. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

«Фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

 • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

1.Развитие слухового внимания: Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки.

2.Развитие фонематического восприятия: умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, осознание или подсчет количества звуков в слове. Развитие фонематического восприятия.

 Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. В его основе лежит фонематический слух. Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:

 • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

 • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

 • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Развитый фонематический слух является основой успешного становления речевой системы в целом.

  Фонематический слух позволяет ребенку слышать каждую фонему языка, не смешивать ее с другими фонемами, овладеть их произношением.

  Способность различать на слух фонемы позволяет ребенку овладевать правильным произношением новых слов, в состав которых входят фонемы, близкие по звучанию или сходные по артикуляции, а также различать слова по смыслу (банка-банька, коза -коса) Таким образом пополняет лексический запас ребенка новыми словами.

  Фонематического слух положительно влияет на формирование грамматического строя речи: дети способны воспринимать и различать окончания слов, предлоги, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.д.

  Все это способствует правильно строить фразы, а также формированию связной речи (умение пересказывать, составлять рассказы)

  Фонематический слух лежит в основе формирования фонематического восприятия, умения анализировать звуковой состав слова (умения слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, устанавливать порядок следования фонем в слове, фиксировать место каждой фонемы в слове).

 Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения

Итак, коллеги  представьте, что вы дети и группа наша разновозрастная.

В: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам поехать со мной  в страну «Играйка». В этой стране много детских площадок и дети играют там в разные игры. Хотите поехать в  страну «Играйка» и поиграть.

 Дети: Да

 В: Тогда, быстрее садитесь в мой автобус. (Участники становятся друг за другом и идут  по залу до дет. пл. «Солнышко»)

Детские площадки:

 «Капелька»

 «Солнышко»

 «Кораблик»

 «Радуга»

 «Родничок»

В:  Вот мы и приехали на дет. пл. «Капелька», где дети  группы раннего возраста. играют в такие игры:

 «Скажи, что ты слышишь? «Лошадка», «Большой или маленький».

В: А давайте и мы с вами поиграем в эти же игры.

«Скажи, что ты слышишь? (Оборудование: стаканы с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма)

В: Дети послушайте внимательно и запоминайте как звучит вода, когда я ее переливаю, как звучит фасоль когда ее пересыпаю, как шуршит бумага, как шумят  баночки-шумелки, ложки,  (показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание). Вы запомнили что, как звучит

Д: Да

А сейчас  я буду шуметь и издавать звук за ширмой, а вы угадайте звук и назовите то, что звучало.

В: (за ширмой выполняет различные действия с предметами: переливать воду, пересыпать крупу шуршание бумаги)

Это игра на развитие слухового восприятия, на дифференциацию неречевых звуков.

В: Следующая игра «Большой или маленький».

Посмотрите на столе две игрушечных  мишки - большой и маленький и барабан. Послушайте,  как играет на барабане большой мишка, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо.

А теперь отвернитесь и угадайте,  какой мишка играет на барабане.

(Воспитатель закрывает игрушки ширмой и за ней производит то громкие, то тихие удары в барабан). Дети должны узнать и показать, который из мишек только что играл

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов

В: Следующая игра: «Лошадка». Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

В: Я буду проговаривать текст стихотворения, а вы  прохлопывать, когда я буду говорить  цок-цок-цок.

Вот лошадка - тонконожка                      цок-цок-цок

Скачет, скачет по дорожке                      цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                           цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок. 

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности

В: Молодцы дети. Садитесь в автобус, поедем дальше.

Приехали мы на площадку «Солнышко», где играют дети второй младшей группы в игры (Открывает конверт) «Угадай и произнеси звук»  

В: (Объясняет, что слова состоят из звуков.)

Дети, а вы знаете, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Я буду произносить звук, а вы угадайте кто (что) его издает.

А теперь представьте, что вы комарики, говорите как комарики  - зззз, как ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.

В: Следующая игра: «Не ошибись». 

(Воспитатель показывает картинки и громко четко называет изображение: «Радуга», «Вагон»затем объясняет)

«Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно   слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». (Затем произносит: «Мадуга – Падуга – Ратуга – Радука») (Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом)

Игра на имитацию движений: «Пальчик, о пальчик тук, да тук…»

В: Молодцы дети. Садитесь в автобус, поедем на следующую площадку «Кораблик», где дети играют в игру  "Доскажи словечко". Чистоговорки.

В: Я прочитаю  стишок, а вы договаривайте  последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол: -

Подо мной прогнется... (пол).

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

 Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе

Поехали дальше, следующая площадка «Радуга» (Старшая группа) где дети играют в игры, которые учат их  различать звуки родного языка.

Дети а вы знаете, что гласные звуки легче услышать, легче произнести. Их можно тянуть, петь.

В: (открывает и читает название игры ) Давайте поиграем в игру «Поймай звук».

Послушай ряд звуков. Если услышите звук А, хлопни в ладоши.А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.

Если услышишь звук С, хлопни в ладоши М, Н, С, П, С, Л, Р, К,С,
Игра: «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком «м» — предлагаемые слова:
калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

Поехали дальше, следующая площадка «Родничок» (подготовительная группа) где дети играют в игры, в которых угадывают место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

Игра «Похлопаем» 

В: Я буду проговаривать слова, а вы должны хлопнуть, когда услышите слово, начинающееся со звука «С». А теперь вы должны  хлопнуть,  когда услышите слово в которой звук «С» в конце слова.(Солнце, лес, село, носки, сова, лиса, морс, нос, сок, квас, стол ,стул  )

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак ,сту., .иса, сто.,и т.д.).

Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

 Будем строить новый ком (дом).

В: Молодцы дети. Вы очень хорошо играли. Вам понравилось путешествие в страну «Играйка»

А сейчас садитесь на свои места и послушайте дальше.

Мы поиграли с вами в игры на развитие фонематического слуха с помощью игр, способствующих  правильному звукопроизношению.

Но хотелось бы добавить, что  и артикуляционная моторика тоже играет немаловажную роль в становлении правильной речи.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

 Как вы думаете, одинаково ли мы дышим, когда говорим и когда молчим?

Конечно, же нет.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая. Поэтому необходимо проводить упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. "Загони мяч в ворота": Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Упр «Подуй свечу» , «Понюхаем цветок».

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в формировании  фонематического слуха, правильной речи  играет работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами  работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»

Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....

Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы

Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...

Методическая разработка "Развитие речи детей среднего возраста"

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собстве...

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....

Семинар "Основные факторы развития речи детей раннего возраста"

Материал семинара для педагогов, работающих с детьми раннего возраста об основных факторах развития речи детей данного возраста...