Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
проект (логопедия) на тему
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по изоискусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektlogopediya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД “КОЛОСОК”» общеразвивающего вида,
с. ВЯТСКОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы
( педагогический проект)
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Автор проекта: Ивашова Ирина Юрьевна, учитель - логопед МДОУ
« Детский сад « Колосок» оющеразвивающего вида с. Вятское.
Руководитель проекта: Панаева Валентина Ильинична – старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида,
с. Вятское
Исполнители: специалисты МДОУ « Детский сад « Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское; родители.
Заказчики проекта: отдел образования МО «Советский муниципальный район», методический кабинет ДОУ.
База проектной деятельности:
МДОУ «Детский сад «Колосок», комбинированного вида, Советский район, с. Вятское, ул. Дружбы, д.5, тел:(8238) 9-94-27
Сроки работы: 2009 – 2011уч.г.г.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
Проблема: Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы логопеда и других специалистов ДОУ, вызванные преобразованием логопедической группы в логопункт.
Сфера использования: коррекционно- образовательная система ДОУ.
Круг пользователей: педагоги ДОУ, родители.
Цель: Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по изоискусству.
Задачи:
- способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;
- преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов;
- применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми педагогами ДОУ;
- обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами деятельности ребенка;
- разработать планы коррекционно – развивающей работы педагогами ДОУ.
- Разработать план работы с родителями.
Объект исследования: Коррекционно – педагогический процесс оптимизации коррекционного воздействия.
Предмет исследования: степень влияния принципа комплексности на преодоление имеющихся у детей дефектов речи.
Гипотеза: мы исходили из предположения о том, что эффективность коррекционно – развивающей работы логопункта повысится, если обеспечить следующие условия:
- организовать коррекционную работу по всем направлениям деятельности ребенка специалистами детского сада;
- разработать перспективные планы работы специалистами ДОУ.
Ожидаемые результаты от внедрения:
- распределение нагрузки между специалистами ДОУ в процессе коррекционного воздействия будет способствовать формированию навыков правильной речи и положительной мотивации на занятиях;
- повысится уровень речевого и общего развития детей;
- повысится показатель удовлетворенности совместного взаимодействия педагогов в условиях ДОУ.
Обоснование актуальности проекта
В настоящее время много говорится о том, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Но в современных условиях, когда в дошкольных образовательных учреждениях закрываются логопедические группы, где создавались особые условия для детей с нарушениями речи, и на смену им открываются логопункты, рушится годами накопленная система коррекционно-развивающей работы. Хотя следует отметить, что возрастает количество детей, посещающих логопункт.
В исправлении общего недоразвития речи детей большую роль играет совместная работа учителя–логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, а также, специалиста по изоискусству. Детям также необходима помощь педагога-психолога, но в нашем детском саду такой специалист отсутствует. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно. Этот вопрос стал актуален и в нашем детском саду.
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия и объединить их.
При построении системы работы с детьми, посещающими логопункт, необходимо отразить работу логопеда по коррекции лексического и грамматического строя речи, развитию связной речи. Включить лексические темы занятий в работу специалиста по изоискусству: лепке, рисованию, аппликации и других форм творческих работ, направленных на развитие мелкой моторики, активизацию словаря, так как специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Музыкальный руководитель занимается воспитанием музыкального ритма, разучиванием музыкальных распевок по лексическим темам, рекомендуемым логопедом. Разучивая танцевальные движения работают над формированием чувства ритма. В.В. Холмовская и К.В. Тарасова выдвинули предположения, что чувство ритма складывается в результате усвоения пространственных (в изобразительной деятельности) и временных (в музыкальной деятельности) ритмических структур под влиянием ритмической организации движений. Действительно, интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует организацию артикуляционных (речедвигательных) актов.
Поэтому помощь в коррекционно-развивающей работе специалистов неоценима. Воспитатель в свое календарное планирование воспитательно-образовательной работы вносит дидактические игры по лексическим темам, предложенные логопедом, на активизацию предметного словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения.
Логопед и специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях. Взаимодействие между специалистами осуществляется в такой форме работы, как круглый стол по подведению промежуточных итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Для полноценного развития дошкольников, посещающих логопункт, необходимы особые условия коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении, которые мы и попытаемся организовать в детском саду. Вовлечение педагогов ДОУ в реализацию данного проекта позволяет повысить уровень коррекционной работы. Проект имеет и стратегический характер (т.е. указывает к чему надо стремиться в работе с детьми), и тактический (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата проекта совпадает с целью и задачами и позволит отследить показатели уровней развития речи детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Данный проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами ДОУ, родителями как результат эффективной коррекционно-развивающей работы» позволяет выполнить следующий алгоритм действий:
- Проведение круглого стола с участием педагогов ДОУ;
- Использование разнообразных форм и методов работы с детьми педагогами (приложение №1)
- Разработка перспективных планов по коррекционно-развивающей работе для педагогов ДОУ по лексическим темам ( приложение 2);
- Разработка перспективного плана по коррекционно – развивающей работе с детьми на музыкальных занятиях (приложение №2а);
- Разработка дидактического материала в помощь педагогам по лексическим темам (приложение №3)
- Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей (приложение №4 );
- Выступление из опыта работы на педсовете.
Срок реализации данного проекта – 2 года
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое обеспечение
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. Москва, Айрис-пресс, 2005г.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2007.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт –Петербург, Детство-пресс, 2007.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. Москва, ТЦ Сфера, 2006. (Приложение к журналу «Управление ДОУ)
Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №1, 2004г.
Кузнецова С.В., КотоваЕ.В,, Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Логопед для ДОУ. Москва, ТЦ Сфера, 2005, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Справочник старшего воспитателя дошкольног учреждения, №7,2009.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1. 2010.
Перспективный план, составленный педагогами ДОУ, вовлеченными в проект.
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы, задачи | Сроки |
1.Подготовительный - Разработка образовательного проекта. - Составление перспективных планов по коррекционно-развивающей работе по лексическим темам. - Составление диагностических карт, опросников, анкет. | 2009 -2010г. |
2. Формирующий - Организация коррекционно- развивающего процесса. - Разработка конспектов занятий. - Проведение диагностики детей, анкетирования родителей. - Консультирование педагогов ДОУ . -Презентация проекта на педсовете и районном методическом объединении учителей-логопедов ДОУ . | 2010- 2011 г. |
3. Обобщающий - Разработка выводов и рекомендаций; - Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта «Совместная деятельность логопеда, узких специалистов ДОУ как результат эффективной коррекционно-развивающей работы»». | 2011 г. |
ПРИМЕРНАЯ СМЕТА РАСХОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Расходные материалы, канцелярские принадлежности
Наименование статьи затрат | Стои-мость, руб | Кол-во, (шт.) | Всего, руб. | Имеется, руб. | Требуется, руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бумага офисная, белая | 140 | 1 | 140 | 0 | 140 |
Бумага офисная, цветная | 200 | 1 | 200 | 0 | 200 |
Файлы | 1 | 200 | 200 | 0 | 200 |
Папки, скоросшиватели | 100 | 5 | 500 | 0 | 500 |
Папки-конверты | 20 | 30 | 600 | 0 | 600 |
CD-RW 700 MB | 35 | 1 | 35 | 0 | 35 |
Приобретение пособий, игр | 170 | 10 | 1700 | 0 | 1700 |
Приобретение материала для творческих работ по развитию мелкой моторики | 400 | 1 | 400 | 0 | 400 |
Итого: | 1065 | 240 | 3775 | 0 | 3775 |
Примерная стоимость проекта: 3775 руб.,
имеется 0 руб, требуется 3775 руб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые речевые, ...
« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.
Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего ко...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...
Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...
"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".
Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...