Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей. Особенности речевого развития устной речи у леворуких детей.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Леворукость ребенка отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Часто переученные дети имеют склонность к дислексии, имеют нарушения письменной речи, а также психические нарушения.
Трудности левшей при обучении чтению связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть: перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально; могут быть замены букв близкими по конфигурации; «перескок» через строку и тому подобные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_profilaktiki_i_korrektsii_disleksii_u_levorukih_detey.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей
Особенности речевого развития и коррекция устной речи
у леворуких детей
Леворукость выступает отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка – значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. В процессе насильственного переучивания могут возникнуть вспыльчивость, капризность, раздражительность, беспокойный сон, снижение аппетита, частые головные боли, постоянная вялость. Это может привести к развитию невротических реакций: нервные тики, энурез, заикание. Следовательно, и родителям и педагогам следует принять левшество, как норму, но в процессе развития и обучения ребенка учитывать его особенности.
Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном (дородовом) развитии ребенка. Достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой выступает хотя бы один их родителей. Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не затронуть один очень важный аспект – асимметрию полушарий головного мозга.
Учение о межполушарной асимметрии у человека возникло около ста лет назад. Открытия французского врача Поля Брока, а чуть позже и Вернике буквально потрясли ученый мир. Их открытия послужили тому, что левое полушарие признали ведущим в сферах: мышления, языка, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, и в результате дальнейших исследований, Нобелевский лауреат, американец Р.У.Сперри сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. Доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека.
Рассматривая основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны, начнем с ПРАВОГО полушария, т.к. оно у левшей выступает доминирующим. Главной особенностью этого полушария выступает восприятие выразительности звуков. При активной работе правого полушария выступает высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.
Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже обязанность правого полушария. Если «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве, и отвечает за возможность перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, т.е. как бы наносит временные «метки» на переживаемые события. И еще одной удивительной способности правого полушария – связи с бессознательным, люди обязаны возможностью улавливания множества связей, организации многозначного контекста.
Основные функции ЛЕВОГО полушария позволяют человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. Но это полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы.
Левое полушарие человека сопряжено с двигательной сферой. А правое - в основном, с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия (такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения).
Кроме асимметрии строения и функций мозга были обнаружены особенности функциональной асимметрии у представителей разного пола. Различия данные невелики и не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов. Но обнаруживаются они уже в раннем детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.
Нужно подчеркнуть, что леворукие дети совсем не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех леворуких детей проблемах. Подход всегда будет индивидуальным, потому, что разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения. Следовательно, единых универсальных рекомендаций по коррекции речевых проблем нет. Но, все же, существуют какие-то общие закономерности адаптации к обучению. Как же оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в обучении левшей? Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью целесообразно в работе систематически включать в обучающий процесс манипулирование с макетами и моделями. Можно активизировать возможности правого полушария умело, используя всякого рода схемы. Необходимо иметь в виду, что на первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит скорее в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных.
У дошкольников речь подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью не левого, а правого полушария. Существует мнение, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим. Следовательно, очень эффективно использование на занятиях творческих заданий, активизирующих эмоциональную реакцию, способствующих не только развитию воображения, фантазии, но в раннем возрасте и переходу пассивной речи в активную. Личный опыт показывает, что даже трехлетние дети с тяжелыми нарушениями речи, выполняя сюжетные этюды с элементами пантомимы, драматизируя отрывки художественных произведений – доступными им средствами выражения (мимика, движение, звукоподражание), участвуя в обыгрывании потешек, народных песен, давали высокие результаты речевой активности. В более старшем возрасте использование таких технологий помогает развитию диалогической, и что особенно страдает сегодня, монологической речи. Помогает отработать очень важные аспекты развития речи, на которые зачастую мало обращается внимания – эмоциональную выразительность, интонационное ударение.
У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. При обучении письму и чтению следует учитывать что механизмы, осуществляющие данные функции у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Таким образом, исследования ученых и личная практика позволяют мне сделать очень важный вывод: более продуктивный подход к обучению языку детей-левшей – это одновременное использование методов, направленных на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию) и на образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию).
У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены выступает тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие, и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом выступает возраст одиннадцать - двенадцать лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких детей практически исчезает, сохраняясь лишь у левшей.
Рассмотренные выше особенности функций и доминантности полушарий головного мозга помогают понять причины и возможности предупреждения и коррекции речевых нарушений у левшей.
Рассмотрим часто встречающееся у левокурких детей нарушение – феномен зеркального письма. «Перевернутое» письмо встречается со времен появления письменности. Явление это носит название феномена зеркальных движений (ФЗД). Наиболее характерными его проявлением выступает зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Для объяснения ФЗД существует несколько концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все они приводят достаточно много данных о связи ФЗД с наличием левшества.
Обращая внимание на проблему феномена зеркальных движений, нельзя не затронуть вопрос о нарушениях чтения (дислексия) у левшей. Дети, страдающие дислексией, имеют нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут, например, отличить ВОЗ от ЗОВ. Другие не способны уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Они могут узнать и правильно прочесть слово ТОПОТ, но придут в замешательство при слове ПОТОП. Такие дети теряются, если их просят произнести незнакомое слово.
Левшество само по себе не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредована. Во многих случаях, особенно при переучивании левши на правшу и при смешанной доминанте полушарий, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. Достаточная сформированность пространственных представлений выступает необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие подобную дискоординацию. У левшей дислексиков эта система компенсации формируется медленнее и позже.
Даже такие простые, на первый взгляд, вещи, как посадка при письме, положение рук, положение кисти рук, приемы держания ручки у левшей имеют свои особенности. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа, так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка левши. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола. И левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки большей частью своей должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить специальные упражнения и гимнастику для левой руки. Для выработки у ребенка хорошего почерка очень эффективна методика, направленная на развитие скоординированного движения обеих рук. Она включает в себя комплекс специальных упражнений и прописи для практических занятий.
Феномен зеркальных движений, по данным исследований, отмечается у 85% леворуких детей, что приводит к зеркальному письму. Это может стать причиной нарушений письменной речи. Наблюдение за письмом леворуких детей. Анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными выступают ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, необходимо подробнее рассмотреть данные буквы. Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо и справа налево, а также симметричное строение: при написании данных букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), включая и тактильные ощущения.
Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой. Для предупреждения ошибок в изображении данных букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание одной буквы на другую. Буква «О» не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.
Встречаются ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение данных букв. Например: букву Г можно увидеть в хоккейной клюшке или кочерге, Ж – в жуке и т.п.
Подобных ошибок можно избежать, если еще в дошкольном возрасте использовать игровые таблицы с элементами рисунка или орнамента, обращенными в разные стороны, цифр, в различных сочетаниях, предложить ребенку копирование с помощью кальки и т.п. задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».
laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....
Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)
Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР) используя плассотерапию ....
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время до 85 % новорожденных имеет признаки отклонений в психофизическом состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составляют 9 - 11 % в популяции. Доказано, что социальная ...
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»
формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изобразить овощи....
Специфика предупреждения и коррекции дислексии у леворуких детей
Трудности левшей при обучении чтению связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть: перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально; могут быть...