Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
консультация по логопедии на тему
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.
Однако, освоение ребёнком этих навыков и знаний не является самодостаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Опыт и практика преподавания в школе показывают, что при нормальном общем развитии любой ребёнок, систематически посещая школу, может овладеть этими знаниями и навыками в предельно короткий срок.
Приходится слышать жалобы родителей 6-ти летних детей на то, что,
несмотря ни на усиленные домашние занятия с ребёнком, некоторые дети так и не осваивают чтение и счёт к началу занятий.
Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это- устная речь ребёнка, развитие которой является необходимыс условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).
Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь граммотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного, что является как бы трансформацией цепочек зрительных символов (букв) в цепочки слуховых стимулов (фонем).
Т.е. имеется в виду как бы озвучивание прочитываемого текста.
Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Что же означает понятие ''связная устная речь''?
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития.
Подготавливая своего ребёнка к школе, родители видят свой долг в обучении его связной речи, буквам и цифрам, понятиям цвета и числа, чтению и счёту. Это правильно и абсолютно нормально.
Кропотливые занятия очень важны, но также чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечную цепь вопросов и ответов, полностью занимая свободное время малыша, лишая его возможности играть и развлекаться и притупляя его природные любознательность и инициативу.
Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента-общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.
При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.
Для того, чтобы Ваш ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке - на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.
Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков
чтения (письменной речи), мы предлагаем родителям некоторые развивающие игры и методические рекомендации логопеда. Итак, во что бы поиграть?
Игры, развивающие устную речь ребёнка
* Испорченный телефон.
Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шёпотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребёнок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.
* Что звучало?
Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке.
Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите
его угадать по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребёнок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтеь с ним ролями.
* Назвать любые слова на определённую букву.
Например-любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.
* Назвать больше слов по теме.
В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.
В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
* Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.
Например: Россия-Ростов-рысь-рис-Роман.
* Составить цепочку слов.
Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.
* Составить цепочки слов-антонимов.
Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета.
Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.
* Угадай что я хочу сказать.
Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.
* Съедобное-несъедобное.
Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.
Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч второй игрок должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).
Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,
или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».
laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
ОНР - вид речевого патологии характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с с...
Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии....