Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)
статья по развитию речи

Тихонова Оксана Владимировна

Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР)  используя плассотерапию .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинетический песок, как метод коррекции речи у детей с особенностями          речевого развития (ТНР)

                                                                                                            О.В. Тихонова

 ГБДОУ детский сад №23

                                                                                                                               Невского района

                                                                                                                       г. Санкт-Петербурга

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и у дошкольников.  У детей с такими особенностями не только нарушено звукопроизношение, но и недостаточно развиты внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы. Такие дети подвержены повышенной эмоциональной возбудимостью   и истощаемости нервной системы. Дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют грубость и агрессии, негативизм, двигательное беспокойство, которое усиливается при эмоциональном истощении. Моторика таких детей отличается общей неловкостью, с задержкой развивается готовность руки к письму и другим видам деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний». Для достижения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные методы и приемы работы. 

 В настоящее время одним из таких методов является плассотерапия - игры с кинетическим песком. Плассотерапия на данный момент широко используется в психотерапевтических целях. В своей работе мы используем данный прием в решении  коррекционных задач  и  коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

В 2013 году в Швеции был создан новый пластический материал – «подвижный» («живой») песок. Благодаря О. А. Старостину, кандидату медицинских наук, психотерапевту, автору множества методик работы с различными сыпучими материалами, появилось и стало стремительно развиваться новейшее направление в песочной терапии – плассотерапия (плассо – леплю, терапия – лечение, оздоровление), где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал - Kinetic Sand .

 Большинство детей любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальным для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство.

Кинетический песок – тот самый материал, при помощи которого можно привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, научить концентрировать внимание.

На сегодняшний день на Российском рынке наиболее часто встречаются три вида кинетического песка – живой, космический, кинетический. Они все похожи по своим свойствам за исключением небольших нюансов.

 В своей работе с детьми мы   используем кинетический и космический песок. Использование данного метода значительно помогает нам в организации коррекционной работы. Дети стали более заинтересованными, т .е познавательный интерес значительно увеличился. Интенсивнее стали мыслительные процессы: память , концентрация внимания ,мышление и воображение .В процессе игр с кинетическим песком развивается тактильная чувствительность, которая оказывает большое влияние на  развитие навыков речи у детей. Образовательная деятельность построена в интересной игровой форме ,в которой ребенку комфортно, он менее подвержен утомлению и эмоциональному напряжению.

Одним из этапов нашей работы по коррекции речи является отработка речевых умений и навыков: автоматизация звуков, артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, развитие коммуникативных умений и навыков. В условиях логопедической группы игры с кинетическим песком   позволяют нам   знакомить детей с окружающим миром и отображать лексические темы.  Для организации таких игр мы используем малые формочки, тематические предметы малой формы, фигурки животных, человечки, пластмассовые буквы и цифры, все то, что заполняет пространство детей в жизни. Ниже предлагаем вам некоторые варианты игр с кинетическим песком, которые возможно использовать при работе с детьми по развитию речи.

Для регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

 «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

 Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

  Развития артикуляционного аппарата :

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

Расширение активного словаря :

 «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

 «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

 Совершенствование грамматического строя речи :

 «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Взрослый стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

 «Скажи где?». Игра на употребление в речи предлогов: к, между, за, перед, из-за. Взрослый расставляет предметы по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении предметов относительно других.

 «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Автоматизация звуков:

«Заведи мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

 «Горочка »- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

«Дорожка »- произносить заданные логопедом слоги, «шагая » их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Угадай звук »- взрослый закапывает в песок игрушки с заданным звуком: так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть этот звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

«Препятствие». Дети лепят из песка болото, камни, при помощи  фигурок животных перепрыгивая с одного камня на другой, проговаривают слоги

«В поисках секретика ». Дети ищут в песке картинки, предметы, найдя картинку проговаривают: « Я нашел ….»

Развитие фонематических представлений

«Подарок». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) друзьям, которые жили в королевствами твёрдых и мягких звуков.

 «Услышать звук» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

 «Найди звук». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

 «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад». Взрослый закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный).

 

Формирование слоговой структуры слова

 «Точки». Взрослый (затем ребёнок) ставит на песке заданное количество точек, а затем по их количеству придумывает слово.

 «Раздели слово на слоги». Ребёнок ставит точки на песке или выкладывает камешки, деля слово на слоги 

Развитие связной речи

 «Что я спрятал?». Дети прячут в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

 «Придумай  сказку». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

 

Таким образом, опыт работы показал, что Kinetic Sand является тем эффективным средством, который позволяет :сформировать доверительные, партнерские отношения, тем самым сократить период адаптации, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, создать стабильную положительную мотивацию к учебной деятельности, нормализовать мышечное напряжение,  усилить личностную заинтересованность ребенка в коррекционном процессе, дольше сохранять работоспособность  ребенка, корректировать общие речевые нарушения у ребенка, формировать коммуникативные навыки, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, активизировать потенциальные творческие способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для детей с особенностями речевого развития

в данной программе представлен опыт работы по составлению рабочей программы логопеда. выделены предпосылки создания программы, определена цель программы, средства реализации, разделы. каждый раждел ра...

«План по коррекции агрессивного поведения детей с задержкой речевого развития».

«План по коррекции агрессивного поведения детей с задержкой речевого развития».Дни неделиПервая половина дняВторая половина дняПервая неделя Понедельник...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

Взаимодействие специалистов в процессе коррекции речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами

Участники коррекционной работы •Учитель-логопед – воспитатели группы – педагог-психолог – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре  - родител...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...

Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...