ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

В настоящее время до 85 % новорожденных имеет при­знаки отклонений в психофизиче­ском состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составля­ют 9 - 11 % в популяции. Доказа­но, что социальная депривация на ранних этапах онтогенеза приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Повреждения и незрелость нервной системы, неблагоприят­ные социальные факторы служат причиной появления у детей слож­ных нарушений познавательного и речевого развития. Детский мозг очень пластичен. Своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания не­обходимой помощи - вот две осно­вополагающие задачи, реализация которых способствовала бы макси­мальной компенсации возможных отклонений в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_mladshego_vozrasta.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время до 85 % новорожденных имеет признаки отклонений в психофизическом состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составляют 9 - 11 % в популяции. Доказано, что социальная депривация на ранних этапах онтогенеза приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Повреждения и незрелость нервной системы, неблагоприятные социальные факторы служат причиной появления у детей сложных нарушений познавательного и речевого развития. Детский мозг очень пластичен. Своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания необходимой помощи - вот две основополагающие задачи, реализация которых способствовала бы максимальной компенсации возможных отклонений в развитии.

Неполноценность познавательной сферы ребёнка влечёт за собой появление речевой недостаточности. В свою очередь отклонения речевого развития тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации. В этой ситуации необходимо говорить об оказании не только ранней, но и комплексной помощи ребёнку с особенностями развития.

Общение с окружающими и разнообразный практический опыт детей раннего и младшего дошкольного возраста с самого начала опосредованы языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Ранний и младший дошкольный возраст - это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему. Поэтому главная задача специалиста - вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

Возможность развития речевой функции в эмоционально значимой деятельности может наиболее эффективно реализовываться, с нашей точки зрения, на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с включением элементов некоторых видов продуктивной деятельности (рисование, аппликация).

Создание комплекса занятий должно происходить с опорой на систему развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно воспользоваться  методическими материалами Н.В. Пищевой, С.А. Мироновой. Система занятий строится по принципу от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Сам процесс коррекционноразвивающего воздействия носит поступательный характер, то есть обучение доступно и находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Основополагающая задача применения продуктивной деятельности на логопедических занятиях состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие- либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.

Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития и воспитания малыша велико и многогранно. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Таким образом, использование продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи может способствовать полноценному формированию познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста и речевой функции в частности.

Нами разработана система мероприятий по профилактике и коррекции недостатков психоречевого развития детей младшего возраста, которая включает в себя тематические занятия, рекомендации для родителей и педагогов, практический материал. Коррекционно-развивающая работа строится в рамках одной лексической темы и проводится в течение недели: два занятия по конспектам, закрепление и уточнение материала по предложенным рекомендациям. Важная часть педагогического воздействия - составление альбома для каждого ребёнка как средства индивидуального сопровождения малыша. Продукт (результат) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями в свободное от занятий время, и дома родителями, поскольку в альбоме наглядно представлено, чем занимался ребенок на занятиях, какие испытывает затруднения, даны вопросы для повторения речевого материала.

Программное содержание занятий для детей 2-3 лет включает в себя:

задачи, связанные, в первую очередь, с формированием интереса к звучащему слову, желанием подражать речи взрослого, договаривать и повторять за взрослым слова и фразы.

задачи, связанные с формированием представлений о себе и окружающем мире, накоплением номинативного, атрибутивного и предикативного словаря,

знакомством со значением простых пространственных предлогов (на, в, под), формой винительного падежа существительных.

задачи, связанные с развитием психических процессов (восприятия цвета, формы и величины предметов, формирования навыка ориентировки в пространстве, целостности восприятия и т.д.).

Особое значение отводится развитию общей и мелкой моторики и графических умений, а также навыков продуктивных видов деятельности.

Важную роль играет формирование мотивации к участию в совместной деятельности, развитие способности испытывать чувство сопереживания героям занятия.

Программное содержание занятий для детей 3-4 лет включает задачи, связанные с обогащением представлений о себе и окружающем мире; уточнением, расширением и активизацией словаря по теме, введением обобщающих понятий.

При формировании грамматического строя речи особое внимание уделяется развитию навыка понимания и использования форм единственного и множественного числа существительных и глаголов в изъявительном наклонении, пространственных предлогов (в, на, за, под, около) и предложно-падежных конструкций, уменьшительно-ласкательной формы существительных, возвратных и невозвратных глаголов. Происходит обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода, употреблению в речи косвенных падежей существительных.

Программное содержание занятий включает также задачи, связанные с развитием психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые звуки), тактильного, ориентировки в пространстве и времени; зрительного и слухового внимания, памяти и т.д.

Ещё одно направление работы - развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики, графических умений и навыков продуктивных видов деятельности.

Предполагается формирование интереса к совместным играм и занятиям, воспитание чувства эмпатии, развитие способности к мимическому выражению эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

    Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности

Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой  деятельности...

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей младшего возраста"

Для детей младшего возраста одной из главных задач образовательной деятельности является развитие речи. Огромную роль для речевого развития детей имеет театрализованная деятельность, она помогает раск...

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»

формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изо­бразить овощи....

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Посуда»

. Дома рассмотрите с ребенком предметы посуды. Назовите их. По­говорите, для чего нужна посуда.2. Приобретите   игрушечную посудку, обратите внимание на её цвет, форму. Предложите ребёнк...