2022 год . Конференция «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».
статья по логопедии (подготовительная группа)
«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto.docx | 25.82 КБ |
vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya_wecompress.com_.pptx | 241.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края , ул. Советская,43
Доклад на тему: «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».
Учитель - логопед:
Штырева Ульяна Сергеевна
2022
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.
В последнее время в дошкольных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях ДОУ очень важно взаимодействие со всеми специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, для скорейшего устранения речевого нарушения.
Залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
2 слайд
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
- Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
- Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого детского сада. Это связано с тем, что логопед подстраивается под образовательный процесс, а не идет параллельно с ним, как это принято в речевых детских садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
3 слайд
Основными задачами учителя – логопеда являются:
- Формирование и развитие фонематического слуха у детей с НР
- Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития
- Привитие детям коммуникативных навыков
- Решение задач социального и речевого развития
Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.
Также необходимо помнить, что ребенок должен посетить все занятия дошкольного учреждения.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателем. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
4 слайд
Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.
Воспитатель группы, которую посещают дети с нарушением речи необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать правильных ответов, правильной артикуляции.
Воспитатель должен создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
5 слайд
Воспитатель, не должен:
- Торопить ребёнка с ответом
- Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи
- Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками
- Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить
При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.
6 слайд
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а, следовательно, использования этих знаний в своей работе.
7 слай
Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:
- Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
- Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям
- Выступление на педсоветах и родительских собраниях
- Консультации, семинары – практикумы, мастер – классы.
- Речевые уголки в группах
- Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
- Индивидуальное консультирование педагогов
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.
Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов.
Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на коррекционные занятия, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).
8 слайд
Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
- воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико–грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.
9 слайд
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самое главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – создать для воспитанников с нарушениями устной речи единое коррекционно-образовательное пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Основными задачами учителя – логопеда являются : Формирование и развитие фонематического слуха у детей с НР Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития Привитие детям коммуникативных навыков Решение задач социального и речевого развития
Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитателю группы, которую посещают дети с нарушением речи необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать правильных ответов, правильной артикуляции.
Воспитатель, не должен: Торопить ребёнка с ответом Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, следовательно, использования этих знаний в своей работе.
Консультации, семинары- практикумы, мастер-классы Выступления на педсоветах; родительских собраниях Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей : Индивидуальное консультирование педагогов Речевые уголки в группах Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда Совместные развлечения, праздники
Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом: учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями; воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы. таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самое главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – создать для воспитанников с нарушениями устной речи единое коррекционно-образовательное пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...
«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования" представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"
В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...
статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях"
В статье "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях" рассказывается о новой форме работы с родителями при помощи современных IT технологий....
Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя – как условие формирования предметно – развивающей среды
Материал об актуальности взаимодействия в работе логопеда с воспитателем...
« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции...