Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя – как условие формирования предметно – развивающей среды
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал об актуальности взаимодействия в работе логопеда с воспитателем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya_statya.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие
учителя – логопеда и воспитателя – как условие формирования предметно – развивающей среды
Мы хотим видеть своих детей: физически развитыми, любознательными, активными, эмоционально – отзывчивыми, овладевшими средствами общения, способными управлять своим поведением, способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.
Современные дети испытывают трудности в овладении средствами общения, потому что телевизор, компьютер, короткие разговоры по телефону заменяют дружеское общение с взрослыми и сверстниками. Взрослые, стараясь увеличить темп своей жизни, стали уделять меньше внимания детям.
Сегодня, содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Для речевого развития детей ставится цель: создание условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; развитие свободной, творческой, активной личности, оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и учителя – логопеда.
Задачи:
1. Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования.
2. Осуществлять индивидуальную коррекционно – развивающую работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Спланировать работу с семьей.
4. Организовать предметно – развивающую среду для развития коммуникативной деятельности в разных режимных моментах.
Более подробно мы остановимся на последней задаче.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, во время НОД и после.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Для успешной работы в освоении содержания образовательной области «Коммуникация» воспитателю необходимы такие пособия, которые объединяли бы все задания, упражнения, игры, картинный материал в единую систему. И очень хотелось, чтобы эта система обеспечивала не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное участие ребенка.
Совместно с учителем – логопедом можно обогатить предметно – развивающую среду, а именно, создать речевой центр.
Содержательное насыщение центра необходимо определить не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.
Для развития лексико-грамматической стороны речи - папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Самостоятельно изготовить схемы для составления описательных рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов
Для коррекции звукопроизношения должен быть картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же - игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики, перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики, трубочки разных диаметров, лабиринты и др)
Для развития мелкой моторики: маленькие мячи (пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр
Для подготовки к обучению грамоте - оформить центр с магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы.
Методическое, дидактическое сопровождение включает следующие разделы: справочная и методическая литература, учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи, пособия по дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса.
Насыщая групповое пространство, надо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
При проектировании воспитательно – образовательного процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач образовательной области «Коммуникация» необходимо обеспечить интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС ДО, но и центров.
При проведении промежуточной диагностики отслеживается динамика в освоении детьми содержания образовательной области «Коммуникация».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...
Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка"
Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше...
« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции...
Выступление "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса
В данном выступлении учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопров...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы
ull;В нашем детском саду функционируют одна смешанная логопедическая группа. Занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели постоянно пополняют, у...
Доклад "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса
В данном докладе учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопровожде...
2023 год. Ковалева Л. П., Келлер Е. В. Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО"
Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО". Авторы: учитель-логопед Келлер Е. В.,...