Конспект НОД "Сыщики идут по следу"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедической НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе "По следам сыщиков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_syshchiki_idut_po_sledu.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое мероприятие
по развитию лексико-грамматических средств языка
в подготовительной к школе группе
«Сыщики идут по следу»
©Составила: учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад № 28 «Рябинушка»
Захарова Марина Александровна
Цель НОД: развитие лексико-грамматических средств языка через обобщение лексической темы «Сказки».
Задачи НОД:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить его словами-определениями;
- дать представление о розыскной деятельности, как основе профессии следователя;
- учить детей принимать определенную социальную роль и действовать в соответствии с ней;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи;
- упражнять в определении первого и последнего звука в словах;
- развивать речевой слух, фонематическое восприятие, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; способствовать привитию интереса к художественной литературе.
Материал и оборудование:
демонстрационный материал: панно «Дом», поле для игры «Крестики-нолики», «Закрой букву», отпечаток пальца, сапог, шляпа, фоторобот;
раздаточный материал: маркер, магниты, предметы из разного материала, лупы, фонарики, материалы для снятия отпечатков пальцев, образцы отпечатков пальцев, фото с изображением группы, фото героев сказки, образцы для игры «Фоторобот», картинки для игры «Цепочка слов»;
оборудование: мобильный телефон, мольберты, магнитная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
- Сегодня у нас много гостей. Поздороваемся с ними.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Кто догадается, покажет ответ.
Есть у радости подруга
Она в виде полукруга,
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратиться.
Грусть – тоска её боится. /Улыбка/
- Подарите нашим гостям свою улыбку.
- А что всегда начинается с фразы: «В некотором царстве…» или «Жили-были…»
- Правильно, сказки.
Д/и «Скажи наоборот»
- Сказки бывают ...
веселые и (грустные);
длинные и (короткие);
страшные и (смешные).
- А герои в сказках бывают:
смелые – трусливые;
добрые и (злые);
мудрые – глупые;
сытые– голодные;
трудолюбивые – ленивые;
- Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
- А хорошо ли вы знаете названия сказок мы сейчас проверим.
Поиграем в игру «Исправь ошибку».
- Я буду говорить название сказки, и если назову неправильно, вы меня исправьте.
«Розовая шапочка»,
«Волк и шестеро козлят»,
«Наташа и медведь»,
«Кошечка Ряба»,
«Два поросенка»,
«Кот в кроссовках»,
«Царевна — индюшка»;
«По - собачьему велению»;
«Сивка- будка»;
«Иван-царевич и зелёный волк»;
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
«Мальчик-с-кулачок»;
- Молодцы, исправили все ошибки и правильно назвали сказки.
- Во многих сказках есть предмет, посмотрев на который, мы можем сказать из какой он сказки или чей он.
Д/и «Чей предмет?»
- Посмотрите, в этом доме живут сказочные герои, как вы думаете, из какой они сказки? (Ответы детей)
- Почему вы так решили? (Ответы детей)
- Как называется предмет, который находится на первом этаже слева от двери? (Сачок)
- Чей это предмет? (Дуремара)
- Кому принадлежит предмет, который находится между топором и скрипкой? (Арлекино)
- Чья вещь находится над входной дверью? (Мальвины)
- А теперь, ребята, возьмите фотографии героев сказки Золотой ключик или приключения Буратино и поместите в окошко, в котором изображен предмет этого героя.
Логопед берет поднос, на котором должны лежать фото с изображением героев сказки, но их не находит.
Проблемная ситуация
- Интересно, где же фотографии, ребята, никто из вас не брал их?
- Куда они могли деться?
- Надо их отыскать.
- Ребята, как называется профессия человека, который ищет пропавших людей или потерянные вещи? (Детектив, сыщик)
- Предлагаю организовать детективное агентство по поиску пропажи сказочных героев. Согласны? Может быть дадим название агентству?
-Теперь необходимо произнести девиз сыщиков!
Если вдруг случилась кража – разводим руки в стороны
Отыщу все непременно – смотрим из-под руки вправо-влево
Даже мелкую пропажу – показываем пальцами
Хоть иголку в стоге сена – наклоняемся, изображаем «копание»
Кто находит, все что ищет? – разводим руки в стороны
Я, проворный, зоркий сыщик! – изображаем бег, подзорную трубу.
- Предлагаю считать наше детективное агентство открытым.
- Ребята, а как называются подсказки, которые находит сыщик? (Улики).
- Вот улики мы с вами и будем сейчас искать. Но для начала ответьте, какими качествами должен обладать сыщик, какой он должен быть?
Д/и «Какой?»
-Верно. Поэтому у детективов есть свои помощники: «супер-рука», «супер-ухо», «супер-глаз».
Сейчас мы проверим, какие у вас «Супер-руки»
д/и «Чудесный мешочек».
- В «чудесном мешочке» лежат предметы из разных материалов. Вы, не заглядывая в мешочек на ощупь должны попытаться определить, из какого материала они сделаны.
ВОПРОСЫ:
- Какой материал на ощупь?
- Что это?
- Что можно сделать из этого материала?
- Если предмет сделан из…, то он какой? (Шуба из меха – меховая).
- На сколько хорошо ваши «Супер-уши» различают звуки мы узнаем, поиграв в Игру «Крестики-нолики»
- Я буду называть слова со звуком Р, если я назову слово, в котором есть этот звук, кто-то из вас ставит Х, если в слове нет заданного звука – 0. Клеточки заполняются по горизонтали, слева направо. (В конце игры выставляется образе, если ребенок не ошибся, его поле будет совпадать со схемой.)
- А чтобы проверить насколько зоркий у вас «Супер-глаз», я предлагаю закрыть магнитами клеточки в которых написана буква Р.
- Ребята, что напоминает вам получившееся изображение? (Окно)
- Странно, как окно может нам помочь в поиске сказочных героев. (Дети предлагают подойти к окну. На подоконнике они замечают отпечаток пальца).
- Что это? (Отпечаток пальца)
- Как он может нам помочь? (Дети выдвигают предположения)
- Самое интересное, что у всех людей отпечатки пальцев разные. У каждого человека этот узор уникальный, а значит нет двух одинаковых отпечатков.
- Для чего снимают отпечатки пальцев? (Ответы детей)
- Кто этим занимается? (Полицейские, криминалисты)
- Как вы думаете, что может помочь сыщику внимательно рассмотреть отпечатки пальцев? (Лупа)
- Правильно. Как нельзя кстати сейчас пригодится мой розыскной чемоданчик.
- Возьмите лупы и рассмотрите подушечки своих пальцев. Что вы видите? (Ответы детей)
- Верно, на подушечках наших пальцев мы видим узоры в виде дуг, петелек и особых завитков. Посмотрев на отпечатки пальцев человека, специалисты могут определить преступник он или нет. Потому что все отпечатки преступников собраны в базе данных полиции.
- Ребята, я вам предлагаю провести эксперимент, и снять отпечатки пальцев у наших гостей.
- Гости вы согласны?
- Сыщики вы готовы?
- Для этого в моем чемодане есть материалы для снятия отпечатков пальцев. Сейчас я вам их раздам.
- Готовы приступить к работе?
- Подойдите к гостям и аккуратно снимите отпечаток с их большого пальца.
(Дети снимают отпечатки пальцев у гостей)
- Все справились?
- Теперь подойдите к столу и сравните отпечатки пальцев гостей с найденным отпечатком. (Сравнивают с образцом, не находят похожий отпечаток.)
- Итак, мы знаем, что среди наших гостей нет человека, похитившего сказочных героев. И мы нашли первую улику.
- Предлагаю вам поискать еще следы в группе. Я думаю, что преступник все-таки наследил. Может быть вы заметите какой-либо посторонний предмер в группе? (Дети ищут следы по группе и находят след от сапога и шляпу).
- О чем говорят эти улики, ребята? (Что похититель – мужчина, след он оставил, когда убегал. Шляпа принадлежит тоже мужчине).
- Посмотрите, в шляпе что-то есть. (Находят ребус со словом СТОЛ 100Л, разгадывают его и находят под столом фотографии с изображением группы)
- Что изображено на фото? (Наша группа), может быть здесь кто-то спрятался? (Рассматривают. Приходят к выводу, что в этой комнате спрятались свидетели)
- Что может помочь сыщику найти какой-либо предмет, спрятанный в укромном или темном месте? (Фонарик)
Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»
Дети подсвечивают фото группы с обратной стороны, и называют того, кто там изображен, это Мальвина, Пьеро, Артемон, папа Карло, Джузеппе, лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, Арлекин, черепаха Тортила, Сверчок, Шушера и т.д., идут к этому месту и находят фото с изображением героев сказки Буратино.
- …. кто это? (Ответы детей)
- …. где ты нашел свидетеля? (Ответы детей)
-…. где прятался твой свидетель? (Ответы детей)
- Ребята, давайте вернем свидетелей в свои квартиры. Подойдите к домику и поместите фото героя в свое окошко. (Дети при помощи магнитов помещают героев в нужное окно)
- Фото всех героев мы нашли?
- Какого героя нам еще нужно отыскать? (Буратино)
- Теперь по словесному описанию свидетелей, составим фоторобот, то есть портрет подозреваемого.
- Перейдем к столу для составления фоторобота. (На столе располагаются материалы для составления фоторобота)
- Сейчас я зачитаю показания свидетелей, а вы внимательно послушайте и запомните приметы похитителя.
- У него большое круглое лицо, лохматые черные волосы, хмурые брови, выпученные злые глаза, широкий нос, черные и длинные усы, густая нечесаная очень длинная борода, толстые губы. На голове у него была надета шляпа с широкими полями и черной полосой. Дети составляют фоторобот подозреваемого по словесному описанию логопеда (атрибуты – овал лица, волосы, глаза, усы, брови, борода и т.д.)
Игра «Составь фоторобот»
- Коллеги, вам кого-нибудь напоминает этот фоторобот? (Карабаса Барабаса)
- Да, теперь мы знаем, что злодей-похититель – это Карабас-Барабас.
Значит сапог тоже его. Вот злодей!
- Продолжаем поиски Буратино!
- Ой посмотрите, что это на обратной стороне фоторобота? (Кюар-код)
- И как он может нам помочь? (Дети делают предположения, логопед наводит сканер кюар-кодов и в телефоне появляется картинка с изображением цепочки).
- Я кажется знаю, что нужно сделать. В моем чемодане лежит разорванная цепочка из слов-картинок, попробуем ее собрать.
- Надо найти своё место в цепочке: помните последний звук названия каждой картинки, является началом названия следующей картинки.
(Дети берут картинки и выкладывают их в нужной последовательности)
- И с этим заданием справились оперативно. Посмотрите внимательно на картинки. Может быть в одной из них кроется подсказка, которая поможет нам найти Буратино? (Дети обращают внимание на картинку на которой изображена дверь в спальню, идут к ней и находят фотографию Буратино)
- Вот мы и нашли Буратино. Отлично, все сказочные герои на своем месте. Какие улики мы с вами нашли? (Дети называют улики) Их мы передадим полиции и пусть уже профессионалы занимаются поисками Карабаса-Барабаса.
Рефлексия
- Ребята, скажите пожалуйста, кем вы сегодня были на занятии?
- Удалась ли роль, в которую вы сегодня входили?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- В какие профессии хотели бы поиграть в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик,...
Конспект интегрированного занятия «По следам невиданных животных»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка»...
Конспект интегрированного занятия "По следам Сороки- Белобоки"
Конспект интегрированного занятия "По следам Сороки - Белобоки". Зимующие птицы. Дети в конце занятия делают кормушки...
Конспект зимней прогулки «По следам Деда Мороза»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.Задачи:-Продолжать формировать знания о времени года- зима, его основных признаках, познакомить со свойством снега – сохранение тепла;-...
План-конспект логопедического занятия "По следам зимы" для детей с нарушением зрения старшей дошкольной группы.
Логопедическое занятие для подгруппы детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. В ходе занятия используется показ слайдов созданый с помощью программы PowerРоint. Основная за...
Проект "Сыщики идут по следу"
Проект реализован на Неделе детской книги и театра....
Презентация логопедического проекта "Сыщики идут по следу"
Презентация проекта, реализованного на Неделе детской книги и театра...