Конспект НОД "Сыщики идут по следу"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Марина Александровна

Конспект логопедической НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе "По следам сыщиков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_syshchiki_idut_po_sledu.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мероприятие

 по развитию лексико-грамматических средств языка

 в подготовительной к школе группе

«Сыщики идут по следу»

©Составила: учитель – логопед МБДОУ

«Детский сад № 28 «Рябинушка»

Захарова Марина Александровна

Цель НОД: развитие лексико-грамматических средств языка через обобщение лексической темы «Сказки».

Задачи НОД:

Коррекционно-образовательные: 

- закрепить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить его словами-определениями;

- дать представление о розыскной деятельности, как основе профессии следователя;

- учить детей принимать определенную социальную роль и действовать в соответствии с ней;

Коррекционно-развивающие: 

- совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи;

- упражнять в определении первого и последнего звука в словах;

- развивать речевой слух, фонематическое восприятие, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; способствовать привитию интереса к художественной литературе.

Материал и оборудование: 

демонстрационный материал: панно «Дом», поле для игры «Крестики-нолики», «Закрой букву», отпечаток пальца, сапог, шляпа, фоторобот;

раздаточный материал: маркер, магниты, предметы из разного материала, лупы, фонарики, материалы для снятия отпечатков пальцев, образцы отпечатков пальцев, фото с изображением группы, фото героев сказки, образцы для игры «Фоторобот», картинки для игры «Цепочка слов»;

оборудование: мобильный телефон, мольберты, магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей. Поздороваемся с ними.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Кто догадается, покажет ответ.

Есть у радости подруга

Она в виде полукруга,

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться.

                        Грусть – тоска её боится.       /Улыбка/

- Подарите нашим гостям свою улыбку.

- А что всегда начинается с фразы: «В некотором царстве…» или «Жили-были…»

- Правильно, сказки.

Д/и «Скажи наоборот»

- Сказки бывают ... 

 веселые и (грустные);

 длинные и (короткие);

 страшные и (смешные).

- А герои в сказках бывают:

смелые – трусливые;

добрые и (злые);

мудрые – глупые;

сытые– голодные;

трудолюбивые – ленивые;

- Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

- А хорошо ли вы знаете названия сказок мы сейчас проверим.

Поиграем в игру «Исправь ошибку». 

- Я буду говорить название сказки, и если назову неправильно, вы меня исправьте.

«Розовая шапочка», 

«Волк и шестеро козлят», 

«Наташа и медведь», 

«Кошечка Ряба», 

«Два поросенка»,

«Кот в кроссовках», 

«Царевна — индюшка»;
«По - собачьему велению»;
«Сивка- будка»;
«Иван-царевич и зелёный волк»;
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
«Мальчик-с-кулачок»;

- Молодцы, исправили все ошибки и правильно назвали сказки.

- Во многих сказках есть предмет, посмотрев на который, мы можем сказать из какой он сказки или чей он.

Д/и «Чей предмет?»

- Посмотрите, в этом доме живут сказочные герои, как вы думаете, из какой они сказки? (Ответы детей)

- Почему вы так решили? (Ответы детей)

- Как называется предмет, который находится на первом этаже слева от двери? (Сачок) 

- Чей это предмет? (Дуремара)

- Кому принадлежит предмет, который находится между топором и скрипкой? (Арлекино)

- Чья вещь находится над входной дверью? (Мальвины)

- А теперь, ребята, возьмите фотографии героев сказки Золотой ключик или приключения Буратино и поместите в окошко, в котором изображен предмет этого героя.

Логопед берет поднос, на котором должны лежать фото с изображением героев сказки, но их не находит.

Проблемная ситуация

- Интересно, где же фотографии, ребята, никто из вас не брал их?

- Куда они могли деться?

Надо их отыскать.

- Ребята, как называется профессия человека, который ищет пропавших людей или потерянные вещи? (Детектив, сыщик)

- Предлагаю организовать детективное агентство по поиску пропажи сказочных героев. Согласны? Может быть дадим название агентству?

-Теперь необходимо произнести девиз сыщиков!

Если вдруг случилась кража – разводим руки в стороны

Отыщу все непременно – смотрим из-под руки вправо-влево

Даже мелкую пропажу – показываем пальцами

Хоть иголку в стоге сена – наклоняемся, изображаем «копание»

Кто находит, все что ищет? – разводим руки в стороны

Я, проворный, зоркий сыщик! – изображаем бег, подзорную трубу.

- Предлагаю считать наше детективное агентство открытым.

- Ребята, а как называются подсказки, которые находит сыщик? (Улики).

- Вот улики мы с вами и будем сейчас искать. Но для начала ответьте, какими качествами должен обладать сыщик, какой он должен быть?

Д/и «Какой?» 

-Верно. Поэтому у детективов есть свои помощники: «супер-рука», «супер-ухо», «супер-глаз».

Сейчас мы проверим, какие у вас «Супер-руки»

д/и «Чудесный мешочек».

 - В «чудесном мешочке» лежат предметы из разных материалов. Вы, не заглядывая в мешочек на ощупь должны попытаться определить, из какого материала они сделаны.

ВОПРОСЫ:

- Какой материал на ощупь?

- Что это?

- Что можно сделать из этого материала?

- Если предмет сделан из…, то он какой? (Шуба из меха – меховая).

- На сколько хорошо ваши «Супер-уши» различают звуки мы узнаем, поиграв в Игру «Крестики-нолики» 

- Я буду называть слова со звуком Р, если я назову слово, в котором есть этот звук, кто-то из вас ставит Х, если в слове нет заданного звука – 0. Клеточки заполняются по горизонтали, слева направо. (В конце игры выставляется образе, если ребенок не ошибся, его поле будет совпадать со схемой.)

- А чтобы проверить насколько зоркий у вас «Супер-глаз», я предлагаю закрыть магнитами клеточки в которых написана буква Р.

- Ребята, что напоминает вам получившееся изображение? (Окно)

- Странно, как окно может нам помочь в поиске сказочных героев. (Дети предлагают подойти к окну. На подоконнике они замечают отпечаток пальца).

- Что это? (Отпечаток пальца)

- Как он может нам помочь? (Дети выдвигают предположения)

- Самое интересное, что у всех людей отпечатки пальцев разные. У каждого человека этот узор уникальный, а значит нет двух одинаковых отпечатков.

- Для чего снимают отпечатки пальцев? (Ответы детей)

 - Кто этим занимается? (Полицейские, криминалисты)

- Как вы думаете, что может помочь сыщику внимательно рассмотреть отпечатки пальцев? (Лупа)

- Правильно. Как нельзя кстати сейчас пригодится мой розыскной чемоданчик.

- Возьмите лупы и рассмотрите подушечки своих пальцев. Что вы видите? (Ответы детей)

- Верно, на подушечках наших пальцев мы видим узоры в виде дуг, петелек и особых завитков. Посмотрев на отпечатки пальцев человека, специалисты могут определить преступник он или нет. Потому что все отпечатки преступников собраны в базе данных полиции.

- Ребята, я вам предлагаю провести эксперимент, и снять отпечатки пальцев у наших гостей.

- Гости вы согласны?

- Сыщики вы готовы?

- Для этого в моем чемодане есть материалы для снятия отпечатков пальцев. Сейчас я вам их раздам.

- Готовы приступить к работе?

- Подойдите к гостям и аккуратно снимите отпечаток с их большого пальца. 

(Дети снимают отпечатки пальцев у гостей)

- Все справились?

- Теперь подойдите к столу и сравните отпечатки пальцев гостей с найденным отпечатком. (Сравнивают с образцом, не находят похожий отпечаток.)

- Итак, мы знаем, что среди наших гостей нет человека, похитившего сказочных героев. И мы нашли первую улику.

- Предлагаю вам поискать еще следы в группе. Я думаю, что преступник все-таки наследил. Может быть вы заметите какой-либо посторонний предмер в группе? (Дети ищут следы по группе и находят след от сапога и шляпу).

- О чем говорят эти улики, ребята? (Что похититель – мужчина, след он оставил, когда убегал. Шляпа принадлежит тоже мужчине).

- Посмотрите, в шляпе что-то есть. (Находят ребус со словом СТОЛ    100Л, разгадывают его и находят под столом фотографии с изображением группы)

- Что изображено на фото? (Наша группа), может быть здесь кто-то спрятался? (Рассматривают. Приходят к выводу, что в этой комнате спрятались свидетели)

- Что может помочь сыщику найти какой-либо предмет, спрятанный в укромном или темном месте? (Фонарик)

Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»

Дети подсвечивают фото группы с обратной стороны, и называют того, кто там изображен, это Мальвина, Пьеро, Артемон, папа Карло, Джузеппе, лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, Арлекин, черепаха Тортила, Сверчок, Шушера и т.д., идут к этому месту и находят фото с изображением героев сказки Буратино.

- …. кто это? (Ответы детей)

- …. где ты нашел свидетеля? (Ответы детей)

-…. где прятался твой свидетель? (Ответы детей)

- Ребята, давайте вернем свидетелей в свои квартиры. Подойдите к домику и поместите фото героя в свое окошко. (Дети при помощи магнитов помещают героев в нужное окно)

- Фото всех героев мы нашли?

- Какого героя нам еще нужно отыскать? (Буратино)

- Теперь по словесному описанию свидетелей, составим фоторобот, то есть портрет подозреваемого.

- Перейдем к столу для составления фоторобота. (На столе располагаются материалы для составления фоторобота)

- Сейчас я зачитаю показания свидетелей, а вы внимательно послушайте и запомните приметы похитителя.

- У него большое круглое лицо, лохматые черные волосы, хмурые брови, выпученные злые глаза, широкий нос, черные и длинные усы, густая нечесаная очень длинная борода, толстые губы. На голове у него была надета шляпа с широкими полями и черной полосой. Дети составляют фоторобот подозреваемого по словесному описанию логопеда (атрибуты – овал лица, волосы, глаза, усы, брови, борода и т.д.)

Игра «Составь фоторобот»

- Коллеги, вам кого-нибудь напоминает этот фоторобот? (Карабаса Барабаса)

- Да, теперь мы знаем, что злодей-похититель – это Карабас-Барабас.

Значит сапог тоже его. Вот злодей!

- Продолжаем поиски Буратино!

- Ой посмотрите, что это на обратной стороне фоторобота? (Кюар-код)

 - И как он может нам помочь? (Дети делают предположения, логопед наводит сканер кюар-кодов и в телефоне появляется картинка с изображением цепочки).

- Я кажется знаю, что нужно сделать. В моем чемодане лежит разорванная цепочка из слов-картинок, попробуем ее собрать.

- Надо найти своё место в цепочке: помните последний звук названия каждой картинки, является началом названия следующей картинки.

 (Дети берут картинки и выкладывают их в нужной последовательности)

- И с этим заданием справились оперативно. Посмотрите внимательно на картинки. Может быть в одной из них кроется подсказка, которая поможет нам найти Буратино? (Дети обращают внимание на картинку на которой изображена дверь в спальню, идут к ней и находят фотографию Буратино) 

- Вот мы и нашли Буратино. Отлично, все сказочные герои на своем месте. Какие улики мы с вами нашли? (Дети называют улики) Их мы передадим полиции и пусть уже профессионалы занимаются поисками Карабаса-Барабаса.

Рефлексия

- Ребята, скажите пожалуйста, кем вы сегодня были на занятии?

- Удалась ли роль, в которую вы сегодня входили?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- В какие профессии хотели бы поиграть в следующий раз?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)

Закрепить знания детей о русских на­родных сказках.  Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоцио­нальный отклик,...

Конспект интегрированного занятия «По следам невиданных животных»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка»...

Конспект интегрированного занятия "По следам Сороки- Белобоки"

Конспект интегрированного занятия "По следам Сороки - Белобоки".  Зимующие птицы. Дети в конце занятия делают кормушки...

Конспект зимней прогулки «По следам Деда Мороза»

Цель:  продолжать знакомить детей со свойствами  снега.Задачи:-Продолжать формировать знания о времени года- зима, его основных признаках, познакомить со свойством снега – сохранение тепла;-...

План-конспект логопедического занятия "По следам зимы" для детей с нарушением зрения старшей дошкольной группы.

Логопедическое занятие для подгруппы детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. В ходе занятия  используется  показ слайдов созданый с помощью программы PowerРоint. Основная за...

Проект "Сыщики идут по следу"

Проект реализован на Неделе детской книги и театра....

Презентация логопедического проекта "Сыщики идут по следу"

Презентация проекта, реализованного на Неделе детской книги и театра...