Логопедическое занятие с элементами экспериментирования "Готовим вареники"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Данное занятие закрепляет знания детей о профессии повар, правильное произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_vareniki.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет

«Готовим вареники».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о профессии повар, правильное произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах;

- знакомить со способами приготовления вареников, отделения крупы от муки, принципом работы пипетки;

- показать возможность практического использования явления инерции в повседневной жизни (учит отличать сырые яйца от вареных);

- уточнять знания о свойствах магнита;

- учить образовывать форму винительного и творительного падежей существительных.

Развивающие: развивать высшие психические функции: наглядно – образное мышление, зрительную и слуховую память, воображение, фонематический слух, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию, уважение к труду повара, культуру поведения в супермаркете, чувство коллективизма и взаимопомощь;

- формировать умение внимательно слушать логопеда и сверстников.

Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, корзинки (2 шт.), миски, мука, гречневая крупа, сито (по количеству детей), стаканы с водой, пипетка, яйца (вареное и сырое), кастрюльки (3 шт.), картонная плита, фартуки и колпаки поваров (по количеству детей), картинки с изображением вареников, ложка картонная с магнитом, мяч, песочные часы.

I.Вводная часть.

Дети встают в круг, логопед загадывает загадку.

Логопед: Скажи, кто так вкусно готовит

Щи из капусты, пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки и обеды?

Дети: Повар.

Логопед: Ребята, сегодня мы превратимся в поваров и будем готовить вареники. Кто их ел? Что такое вареники?

Дети отвечают.

Логопед: Мы будем красиво произносить звуки [л], [ль], [р], [рь].

II.Основная часть.

Дидактическая игра «Поход в супермаркет».

В импровизированном супермаркете разложены картинки с изображением соли, воды, масла, сметаны, колбасы, капусты, сыра, повидла, ягод, творога, колбасы, молока, картошки, яиц, сока. Дети должны отобрать в корзинку картинки с изображением продуктов, которые необходимы для приготовления вареников, и произнести фразу: «Я положил в корзинку…».

Логопед: Чего нам не хватает для приготовления вареников?

Дети: Муки.

Дети садятся за столы, и логопед демонстрирует контейнер, в котором перемешаны мука и гречка.

Логопед: Что будем делать?

Дети дают разные ответы, пробуют отделить муку от гречки пальцами и замечают, что это сделать сложно.

Логопед: Как же это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у меня на столе каких-нибудь предметов, которые могут нам помочь.

Дети находят сито.

Логопед: Что это? Для чего это необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита высыпается в миску? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие попадают сразу в миску?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: Ребята, теперь нам нужно добавить яйца.

Логопед достает ячейку с яйцами и сообщает детям о том, что в ней есть яйца сырые и вареные, но на вид они все одинаковые.

Логопед: Как их можно различить?

Дети предлагают разные варианты ответов. Логопед кладет на тарелку сырое и вареное яйца и крутит их. Когда они начнут быстро вращаться, логопед их останавливает и как можно скорее убирает руки.

Логопед: Ребята, что вы наблюдаете?

Дети замечают, что одно яйцо останавливается, а другое продолжает вращаться. Логопед подводит детей к выводу, что вареное яйцо вращается, а сырое – нет, потому что внутри него есть жидкость, которая по инерции движется. Затем логопед разбивает перед детьми яйца в доказательство того, что одно из них сырое, а другое вареное.

Логопед: Ребята, чтобы наше тесто было готово, что нужно еще добавить?

Дети отвечают. Логопед говорит, что необходимо добавить воды. Он предлагает детям узнать, можно ли при помощи соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Логопед ставит перед детьми два стакана: один с водой, а другой пустой. Предлагает детям опустить соломинку в воду, зажать ее указательным пальцем сверху и перенести к пустому стакану, снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.

Логопед: Теперь все продукты для приготовления теста у нас есть, можно его замесить.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед рассказывает стихотворение, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Повар горсточку муки

Сыплет в миску из руки.

Подольет воды немножко,

Размешает тесто ложкой,

Все с яйцом он перетрет,

Тесто он руками мнет.

Физкультминутка с мячом.

Логопед: Ребята, мы приготовили тесто, теперь надо подумать, какую начинку добавить в вареники.

Дети произносят фразу: «Я слепил вареники с …».

Логопед: Ребята, теперь будем варить наши вареники. Возьмем три кастрюли и поставим на плиту. Можно ли открывать крышку кастрюли с кипящей водой?

Дети отвечают. Логопед подводит детей к выводу, что нужно очень осторожно открывать крышку кастрюли с кипящей водой и ни в коем случае не наклоняться над горячим паром. На столе у логопеда разложены картинки с изображением вареников и ложка с магнитом. На обратной стороне изображений вареников нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [л]. Дети при помощи ложки должны перенести вареники в кастрюлю. Одни картинки притягиваются к магниту, другие нет. Логопед подводит детей к выводу о свойстве магнита. Предлагает разложить картинки – «вареники» в кастрюли в зависимости от места звука [л] в словах (начало, середина, конец) и произнести фразу: «Я положил в кастрюлю …».

III.Заключительная часть.

Логопед: Ребята, мы сегодня хорошо потрудились, приготовили вареники, а теперь можно и отдохнуть. Давайте споем песенку.

Мы сегодня не играли,

Мы трудились поварами.

Очень многое узнали

И ни капли не устали.

Логопед: Расскажите, что нового вы сегодня узнали?

Дети отвечают.

Список используемой литературы.

Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых. Игры – занятия по кулинарии для детей. М., 2013.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995.

Тугущева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментиальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного  возраста: Методическое  пособие. СПб., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с элементами ароматерапии. Тема занятия: "ЧУДО ЗАПАХ"

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и при...

логопедическое занятие с элементами логоритмики для старшей группы

Занятие может быть использовано при показе совместной работы учителя-логопеда и музыкального работника....

Логопедическое занятие с элементами игротерапии на тему: " Гласные звуки"

Конспект занятия для детей дошкольного возраста. Это занятие может пригодится как логопедам, так и воспитателям....

Логопедическое занятие с элементами ТРИЗ, РТВ по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

На логопедическом занятии учитель-логопед решает разные задачи. На этом, используя элементы ТРИз и РТВ, учитель-логопед научит детей составлять пересказ на основе стихотворного текста и поработает над...

Конспект интегрированного логопедического занятия с элементами логоритмики. Тема: «Птичий двор»

Конспект интегрированного логопедического  занятия с элементами логоритмики.Тема:  «Птичий двор»Цели:  1. Выработка способности согласовывать движения с началом и окончанием...