Коррекция недостатков внимания у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Коррекция недостатков внимания у детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция недостатков внимания у детей дошкольного возраста с ОНР

Внимание играет важную роль в формировании психической деятельности в детском возрасте. В разных видах деятельности высшие психические функции тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, а память невозможна без участия мышления, внимание — существенная характеристика познавательной деятельности. С поступлением ребенка в школу основным видом его деятельности становится обучение. Недостаточное развитие внимания препятствует полноценному усвоению учебного материала и может стать причиной школьной неуспеваемости.

Одно из специфических проявлений психики таких детей — парциальная несформированность высших психических функций, в том числе функции внимания.

Клинико-психологическими исследованиями установлено, что вследствие органической или функциональной недостаточности ЦНС при задержках речевого развития у детей выявляются недостатки внимания и неравномерность работоспособности. При задержке в развитии у детей наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность отмечаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются при продолжении работы, у других максимальная концентрация наступает после некоторого периода деятельности, у некоторых наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Расстройства внимания при ОНР проявляются в инертности, ограничении объема, неспособности к длительной концентрации внимания на заданиях, трудностях при его распределении.

Недостатки внимания детей дошкольного возраста могут носить стабильный характер.

В ходе коррекционного обучения предлагалось несколько блоков игровых упражнений и заданий, направленных:

  • на развитие концентрации внимания;
  • расширение объема внимания;
  • тренировку переключения внимания;
  • тренировку и развитие распределения внимания.

Если в начале коррекционной работы основные усилия направлялись на развитие устойчивости и концентрации внимания, то по мере приобретения детьми опыта специального обучения в занятия вводились задания на расширение объема, развитие переключения и распределения внимания.

Примеры игровых заданий и упражнений для развития основных свойств внимания дошкольников с ОНР, проводившихся на разных этапах коррекционной работы.

Игра «Что изменилось?»

На столе в определенном порядке стоят 10—12 знакомых детям предметов. Играющим предлагается закрыть глаза. Ведущий убирает или меняет местами 1—2 предмета. Нужно определить, что изменилось.

Игра «Найди отличия»

Каждому участнику группы предлагаются 2 картинки с неприметными отличиями (8—10). Каждый из детей выполняет задание индивидуально. Время выполнения 5 мин. Тот, кто закончил работу, показывает ее ведущему, который подсчитывает количество выявленных отличий.

Игра «Зеркало»

Игра проводится в парах. Игроки садятся напротив друг друга. Один из них совершает разные движения, другой его «зеркало». Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру. Продолжительность игры 1— 2 мин. Если «зеркало» сумело продержаться нужное время, оно получает 1 балл, и игроки меняются ролями.

Игра «Слушай и выполняй»

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую—второй и т.д.

Команда 1. Повернуть голову направо, держать ее прямо, опустить голову вниз, поднять вверх.

Команда 2. Поднять правую руку вверх, опустить.

Команда 3. Поднять правую ногу, опустить, поднять левую — опустить, 3 раза подпрыгнуть на обеих ногах.

Примечание: команды выполняются без музыки.

Игра «Два действия сразу»

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

Игра «Собери слово»

На листе бумаги написаны следующие слоги: на, ра, ша, ба,.са, ма, ка, ла, ки. Нужно определить, сколько слов и каких можно составить из этих слогов.

Дети у себя на столах выполняют задание (у всех на подносах карточки с этими же слогами, в трех экземплярах).

Если дети затрудняются с выполнением задания, его можно упростить.

Игроки читают слоги. Затем предлагается из них составить следующие слова: «наша», «рама», «мала», «киса», «Маша», «раки» и т.д.

Игра «Наблюдатель»

Детям предлагается по памяти подробно описать площадку, путь из дома в детский сад — то, что они видели много раз. Такие описания ребята делают устно, а остальные дополняют пропущенные детали.

В результате повторной диагностики были выявлены положительные изменения устойчивости, переключения, распределения внимания, а также тенденция к расширению объема внимания детей.

При проведении длительной систематической коррекционной работы, направленной на развитие основных свойств внимания дошкольников, можно добиться значительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работ...

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время до 85 % новорожденных имеет при­знаки отклонений в психофизиче­ском состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составля­ют 9 - 11 % в популяции. Доказа­но, что социальная ...

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»

формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изо­бразить овощи....

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Посуда»

. Дома рассмотрите с ребенком предметы посуды. Назовите их. По­говорите, для чего нужна посуда.2. Приобретите   игрушечную посудку, обратите внимание на её цвет, форму. Предложите ребёнк...

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста

ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...