Камешки Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (старшая группа)
Ларионова Мария Васильевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары
Арсентьева Наталия Викентьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары
Камешки Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Что такое камешки Марблс? Это красивые стеклянные или пластмассовые шарики, гладкие на ощупь, их приятно держать в руках. Они бывают разной расцветки. В последнее время появилось большое количество видоизмененных камешков из разного материала, имеющих разную форму. Они могут быть в виде морских обитателей, животных, фруктов, овощей и т.п. Эстетически оформленные фигурки привлекают внимание детей не меньше современных гаджетов. Это пособие позволяет проводить коррекционные мероприятия в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Использование камешек Марблс позволяет исполнить требование ФГОС: создание среды содержательно-насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала, пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества [1]. У детей с тяжелыми нарушениями речи часто понижен познавательный интерес, и в работе с ними требуется дополнительные методы активизации. Мы ищем различные варианты и комбинации, которые позволяют развить у детей мотивацию к учебной деятельности.
Почему именно камешки Марблс? Потому что:
- Они безопасны: они легко моются и дезинфицируются, не имеют острых углов, изготавливаются из экологичных материалов
- Они хорошо хранятся, поделки легко и быстро убираются
- Коррекционно-развивающая деятельность воспринимается детьми как игра и не вызывает у них негатива
- Позволяют создать ситуацию успеха из-за красочности и привлекательности конструкции, не зависящих от навыков детей
- Есть возможность играть на разных поверхностях¸ не сохраняя статичное положение, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
- С камешками Марблс можно играть детям всех возрастных категорий, индивидуально и коллективно.
- Позволяют быстрее установить контакт между ребенком и педагогом.
Применяя это пособие, мы решаем множество коррекционных задач.
Во-первых, развиваем мелкую моторику: выкладываем различные рисунки, дорожки, украшаем картинки к тексту и т.д. Развиваем интеллектуальные качества: улучшаем память внимание, логическое мышление у детей, ориентировку на листе бумаги, обогащаем словарный запас, развиваем фантазию, творческое мышление, закрепляем графический образ буквы, формируем грамматический строй речи, развиваем навыки звукового анализа и синтеза, автоматизируем поставленные звуки.
Для решения коррекционных задач в работе с детьми мы не только используем готовые дидактические игры, которые можно найти в большом количестве, но и разрабатываем собственные. Например:
Игра «Разложи камешки в определенной последовательности». Эта игра развивает мелкую моторику, зрительное внимание и память, моторное планирование, позволяет закрепить сенсорные эталоны: цвет, форма, размер.
Игра «Выложи фигуру по образцу». Мы подготовили наборы контуров картин на каждую тематическую неделю (овощи, фрукты, животные, посуда, игрушки и пр.); ребенок должен их заполнить камешками, обращая внимание на цвет и размер.
Игра «Определи количество звуков в слове». На ранних этапах обучения детей звуковому анализу мы учим определять количество звуков в слове в коротких односложных словах, используя камешки Марблс одного цвета. Только потом учим разделять звуки на гласные и согласные (твердые и мягкие).
Игра «Выложи слово». В этой игре дети выкладывают слова, используя красные (для обозначения гласных), синие (согласных твердых), зеленые (согласных мягких).
Игра «Определи первый звук в слове». Логопед показывает предметные картинки, ребенок произносит название, определяет первый звук и выкладывает камешек, цвет которого соответствует характеристике звука (красные - гласные, синие - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие). Второй вариант игры: На игровом поле десять и более предметных картинок. Логопед просит назвать их и закрыть те предметы, которые начинаются на: а) гласные звуки б) согласные твердые звуки в) согласные мягкие звуки.
Игра «Найди букву». На столах у детей карточки с изображением различных букв. Логопед предлагает закрыть камешками определенную букву. Следующий вариант игры – закрыть только гласные буквы.
Игра «Времена года». Первый вариант игры: логопед выкладывает фигурные камешки, ассоциирующиеся с конкретным временем года. Например: лето – желтое солнце, зеленые листочки, красные ягоды, синие цветы… Ребенок должен по подсказке составить рассказ: Летом ярко светит солнце. На деревьях зеленые листья. Поспели ягоды, распустились цветы…
Второй вариант игры: ребенок самостоятельно выкладывает из камешков план рассказа о времени года.
В ходе работы с камешками Марблс мы заметили, что помимо решения образовательных задач это пособие положительно влияет на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков в руках позволяет успокоить и умиротворить малыша, снимает с них усталость, напряжение и разрешает негативные эмоциональные переживания. Игры с камешками развивают у детей творчество, исследовательские навыки. Хорошо их использовать для индивидуальной и групповой арттерапии.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что использование камешков Марблс является дополнительной мотивацией для повышения познавательной активности. Делая тем самым процесс коррекции более эффективным
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Валявко С.М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР// Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: материалы международной конференции – Минск, 2004
- Баряева Л.В, Волосовец Т.В, Лопатина Л.В. и др. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи – СПб, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marbls_dlya_vestnika.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларионова Мария Васильевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары
Арсентьева Наталия Викентьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары
Камешки Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Что такое камешки Марблс? Это красивые стеклянные или пластмассовые шарики, гладкие на ощупь, их приятно держать в руках. Они бывают разной расцветки. В последнее время появилось большое количество видоизмененных камешков из разного материала, имеющих разную форму. Они могут быть в виде морских обитателей, животных, фруктов, овощей и т.п. Эстетически оформленные фигурки привлекают внимание детей не меньше современных гаджетов. Это пособие позволяет проводить коррекционные мероприятия в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Использование камешек Марблс позволяет исполнить требование ФГОС: создание среды содержательно-насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала, пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества [1]. У детей с тяжелыми нарушениями речи часто понижен познавательный интерес, и в работе с ними требуется дополнительные методы активизации. Мы ищем различные варианты и комбинации, которые позволяют развить у детей мотивацию к учебной деятельности.
Почему именно камешки Марблс? Потому что:
- Они безопасны: они легко моются и дезинфицируются, не имеют острых углов, изготавливаются из экологичных материалов
- Они хорошо хранятся, поделки легко и быстро убираются
- Коррекционно-развивающая деятельность воспринимается детьми как игра и не вызывает у них негатива
- Позволяют создать ситуацию успеха из-за красочности и привлекательности конструкции, не зависящих от навыков детей
- Есть возможность играть на разных поверхностях¸ не сохраняя статичное положение, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
- С камешками Марблс можно играть детям всех возрастных категорий, индивидуально и коллективно.
- Позволяют быстрее установить контакт между ребенком и педагогом.
Применяя это пособие, мы решаем множество коррекционных задач.
Во-первых, развиваем мелкую моторику: выкладываем различные рисунки, дорожки, украшаем картинки к тексту и т.д. Развиваем интеллектуальные качества: улучшаем память внимание, логическое мышление у детей, ориентировку на листе бумаги, обогащаем словарный запас, развиваем фантазию, творческое мышление, закрепляем графический образ буквы, формируем грамматический строй речи, развиваем навыки звукового анализа и синтеза, автоматизируем поставленные звуки.
Для решения коррекционных задач в работе с детьми мы не только используем готовые дидактические игры, которые можно найти в большом количестве, но и разрабатываем собственные. Например:
Игра «Разложи камешки в определенной последовательности». Эта игра развивает мелкую моторику, зрительное внимание и память, моторное планирование, позволяет закрепить сенсорные эталоны: цвет, форма, размер.
Игра «Выложи фигуру по образцу». Мы подготовили наборы контуров картин на каждую тематическую неделю (овощи, фрукты, животные, посуда, игрушки и пр.); ребенок должен их заполнить камешками, обращая внимание на цвет и размер.
Игра «Определи количество звуков в слове». На ранних этапах обучения детей звуковому анализу мы учим определять количество звуков в слове в коротких односложных словах, используя камешки Марблс одного цвета. Только потом учим разделять звуки на гласные и согласные (твердые и мягкие).
Игра «Выложи слово». В этой игре дети выкладывают слова, используя красные (для обозначения гласных), синие (согласных твердых), зеленые (согласных мягких).
Игра «Определи первый звук в слове». Логопед показывает предметные картинки, ребенок произносит название, определяет первый звук и выкладывает камешек, цвет которого соответствует характеристике звука (красные - гласные, синие - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие). Второй вариант игры: На игровом поле десять и более предметных картинок. Логопед просит назвать их и закрыть те предметы, которые начинаются на: а) гласные звуки б) согласные твердые звуки в) согласные мягкие звуки.
Игра «Найди букву». На столах у детей карточки с изображением различных букв. Логопед предлагает закрыть камешками определенную букву. Следующий вариант игры – закрыть только гласные буквы.
Игра «Времена года». Первый вариант игры: логопед выкладывает фигурные камешки, ассоциирующиеся с конкретным временем года. Например: лето – желтое солнце, зеленые листочки, красные ягоды, синие цветы… Ребенок должен по подсказке составить рассказ: Летом ярко светит солнце. На деревьях зеленые листья. Поспели ягоды, распустились цветы…
Второй вариант игры: ребенок самостоятельно выкладывает из камешков план рассказа о времени года.
В ходе работы с камешками Марблс мы заметили, что помимо решения образовательных задач это пособие положительно влияет на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков в руках позволяет успокоить и умиротворить малыша, снимает с них усталость, напряжение и разрешает негативные эмоциональные переживания. Игры с камешками развивают у детей творчество, исследовательские навыки. Хорошо их использовать для индивидуальной и групповой арттерапии.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что использование камешков Марблс является дополнительной мотивацией для повышения познавательной активности. Делая тем самым процесс коррекции более эффективным
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Валявко С.М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР// Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: материалы международной конференции – Минск, 2004
- Баряева Л.В, Волосовец Т.В, Лопатина Л.В. и др. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи – СПб, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...
Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дош...
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...
Презентация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
В презентации отражён один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разн...