Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии
В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Подготовила учитель-логопед
Мутрескова Н. В.
Проблема нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи актуальна вследствие того, что грамматическая система языка является важным компонентом речевой функциональной системы, которая в свою очередь включается в любую деятельность ребёнка, влияет на интеллектуальные процессы.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большим трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Анализ речи детей с ОНР показывает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя при ОНР обусловлены несформированностью у этих детей тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объеденение в определённые синтагматические структуры.
При нарушении грамматического строя речи у детей с ОНР отмечаются следующие виды ошибок:
1. Неправильное употребление существительных в именительном падеже един.го и множ. числа (левы, деревы).
2. Ошибки при употреблении формы родительного падежа множест. числа существительных (карандашов, ведров).
3. Нарушение согласования прилагательных с существительными (голубая блюдце).
4. Ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.
5. Неправильное согласование числительных с существительными.
6. Нарушение при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Неправильное образование детёнышей животных.
8. Ошибки при образовании относительных (пухный, метальный) и притяжательных прилагательных (зайчин, собакина).
9. Нарушение при образовании глаголов (приставочных, глаголов совершенного вида) .
В работах многих исследователей (Н. С, Жуковой, В. А. Ковшикова, Т. Б. Филичевой и др выделены следующие виды ошибок (в словоизменении существительных) у детей с ОНР.
Ошибки в беспредложных конструкциях:
1. Ошибки в изменении имени существительного по падежам;
2. Замена форм множественного числа на –iа формами на –ы, -и (платьи, деревьи, глазы, ведры). При этом иногда отмечается смешение твердого и мягкого конечного согласного корня (платы, зеркали). Это можно объяснить тем, что эти формы являются более продуктивными;
3. Употребление вместо множественного числа единственного числа существительного в именительном падеже (стул, одеяло);
4. Употребление во множественном числе уменьшительно-ласкательной формы исходного существительного (листочки, глазки, домики);
5. Замена флексии на более продуктивное окончание –ы/-и с одновременным нарушением акцентуации (зеркалы, окны, глазы);
6. Замена флексии на продуктивное окончание –ы/-и с одновременным нарушением акцентуации и чередования (ведры);
7. Нарушения чередования при сохранности основы единственного числа (ужи, пени);
8. Замена продуктивным окончанием –ов всех других типов окончаний: в этом находит тенденция к унификации форм во множественном числе (одеялов, лампов, бочков, мячов, мышов);
9. Отсутствие беглого гласного (кукл);
10. Нарушение чередования одновременно с неправильным воспроизведением окончаний (тарелк, пенев, перий);
11. Употребление существительного в именительном падеже множественного числа как с нормативным, так и с ненормативным окончанием (много платьи, много бочки, много глазы);
12. Замена словоизменения словообразованием (глазик, мячик, яблочков, лампочек, мышки, листик);
13. Смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах (висит ореха);
14. Замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто – копыта, корыто – корыта, зеркало – зеркалы);
15. Склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду, зашиб копыту);
16. Неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля);
17. Ошибочные ударения в слове;
18. Неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде (небо синяя, солнце огненная);
19. Неправильное согласование существительного с глаголами в числе, в роде (мальчик рисуют, котенок бежать);
20. Неправильное согласование существительного с количественным числительным (нет два пуговиц, пять собака);
21. Неправильное согласование существительного и местоимения (моя стул, мой кровать);
22. Ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет вода);
Ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций:
1. Пропуск предлога при правильном употреблении флексии (кубик коробке, мяч стола, кисточку альбом);
2. Правильное употребление простых предлогов при неправильных флексиях (кубик лежит в коробка, кисточка под альбому);
3. Замена требуемого предлога другим при этом флексия не соответствует использованному предлогу (мяч лежит на столом, взяла кисточку в альбома);
4. Замещение требуемого предлога гласными звуками, чаще всего а, и, у, при правильной флексии (а столом, и альбома, и коробки);
5. Замена одной предложно – падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением (на альбоме, вместо взяла с альбома, в альбоме, вместо взяла из-под альбома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....
Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...
Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
В данной консультации для родителей представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...
Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи
Система игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 лет. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого). Материал пре...