Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Антропова Надежда Николаевна

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 2.

Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА ПОД по двум опорным картинкам и схемам предлогов.

Содержание. Взрослый Просит ребенка посмотреть на схемы предлогов, вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой, составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди.

Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист.

Упражнение 3.

Цели. Учить ребенка определять пропущенный предлог (в, на, под) в предложении.

Содержание. Взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.

Дети отправились… лес. — Соседи торопятся… театр, — Лена любит детский сад («провокационное» задание).— Катя спешит… школу. —… столе стоит сервиз. —… ветках набухли почки. — Петух уселся… забор. — Коровы пасутся… лугу,— Земляника выросла… берёзой. — Марина идёт… зонтом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №322 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями

http://skazka-8.ucoz.ru/_pu/5/70501153.gif

Красноярск, 2015

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи

Игра «Один - много» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах) 
Мяч – мячи - много мячей

Кукла – куклы – много кукол

Стол – столы – много столов 
Столик – столики – много столиков 
Игра «Назови ласково» (образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательным суффиксом)

Яблоко — яблочко 
Лимон — лимончик вкусный – вкусненький
Добрый слон — добренький слоник 
Быстрая обезьяна — быстренькая обезьянка

Игра «Вершки и корешки» 

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки). 
Капуста 
Морковь 
Баклажан 
Свекла 

Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен  существительных.  Гнездо грача – грачиное гнездо  

Гнездо журавля –  

Перо у гуся – гусиное  

Перо у утки –  

Игра «Что из чего сделано?» 

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных. 
Шуба из меха — меховая шуба 
Платье из ситца — 
Носки из шерсти — 
Игра «Посчитай: 1-2-5» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах)
Автобус – один  автобус, два автобуса, пять автобусов 
Самолет –
Лодка  –
Одно дерево – два дерева – пять деревьев

Одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев

Одна ветка –

Одна сосновая ветка –

Игра «Кто где живет?» 

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными. 
Нора (чья?) — лисья нора 
Берлога (чья?) — 
Логово (чье?) — 
Дупло (чье?) —

Упражнение «Кто внимательный?» 
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
Дети учатся….школе. 

Дети гуляют…школой. 

Дети вышли….школы. 

Дети идут…….школе. 
Дети зашли…..школу.

Игра «Путаница» (употребление предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой)

Дельфин, море, плавать, в – дельфин плавает в море.

Фикус, окно, стоять, на –

Мама, ваза, конфеты, в, класть –

Пальма, финики, на, расти –

Упражнения на построение предложения.

Упражнение 1.

Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трем опорным словам.

Содержание. Взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова, например:

Лена — идти — школа.

Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — соревноваться — бассейн.

Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...