Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение 2. Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА ПОД по двум опорным картинкам и схемам предлогов. Содержание. Взрослый Просит ребенка посмотреть на схемы предлогов, вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой, составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди. Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист. Упражнение 3. Цели. Учить ребенка определять пропущенный предлог (в, на, под) в предложении. Содержание. Взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под. Дети отправились… лес. — Соседи торопятся… театр, — Лена любит детский сад («провокационное» задание).— Катя спешит… школу. —… столе стоит сервиз. —… ветках набухли почки. — Петух уселся… забор. — Коровы пасутся… лугу,— Земляника выросла… берёзой. — Марина идёт… зонтом. | МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №322 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями Красноярск, 2015 |
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи Игра «Один - много» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах) Кукла – куклы – много кукол Стол – столы – много столов Яблоко — яблочко Игра «Вершки и корешки» Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки). | Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?» Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных. Гнездо грача – грачиное гнездо Гнездо журавля – Перо у гуся – гусиное Перо у утки – Игра «Что из чего сделано?» Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных. Одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев Одна ветка – Одна сосновая ветка – Игра «Кто где живет?» Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными. Упражнение «Кто внимательный?» | Дети гуляют…школой. Дети вышли….школы. Дети идут…….школе. Игра «Путаница» (употребление предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой) Дельфин, море, плавать, в – дельфин плавает в море. Фикус, окно, стоять, на – Мама, ваза, конфеты, в, класть – Пальма, финики, на, расти – Упражнения на построение предложения. Упражнение 1. Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трем опорным словам. Содержание. Взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова, например: Лена — идти — школа. Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — соревноваться — бассейн. Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...
Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
В данной консультации для родителей представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...
ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...
игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....
Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...