Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по логопедии на тему

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического сторя языка осуществляется при помощи игр с мячом, картинок, любых предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_leksiko.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у  детей с тяжелыми нарушениями речи»

Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Работа по РЛГСЯ  ведётся  по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляется  с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Дидактически е игры на развитие  лексики

Игры и задания:

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи -  фрукты; одежда - обувь).

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

-  Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);

- Лохматый, косолапый... (медведь);

- Маленькая, быстрая, проворная... (белка);

«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т.д.).

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам):

-  Кошка лакает молоко;

-  Собака грызет кость;

- Корова жует траву.

«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) -  лает, бегает, рычит, кусает, грызет);

«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Солнце (какое?) -  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.

Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие словообразования.

 «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).

«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает - ... (самолет), сам катится - ... (самокат).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"

Игры для развития лексико-грамматического строя речи...

Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"

У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного...

Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматических категорий" у детей с нарушением речи

Данные игры могут использовать родители в целях закрепления лексических тем, обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи....

Консультация для родителей Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Консультация для родителей Игры для развития лексико-грамматического строя речиОбщее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором удетей нарушено формирование всех компонентов язы...