Применение приемов фоноритмики в коррекционной работе логопеда
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен материал из опыта работы по применению элементов фоноритмики в коррекционном логопедическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonoritmika.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение приемов фоноритмики в коррекционной работе логопеда
В современном мире встречается все больше детей с нарушениями речи, которые с трудом поддаются коррекции традиционными методами и приемами. Логопеды все реже сталкиваются с речевыми дефектами в чистом виде. Очень часто они сопровождаются неврологическими нарушениями, дефицитарностью тех или иных функций. Все это требует поиска новых, более эффективных путей коррекции.
Одним из таких коррекционных инструментов является полисенсорный подход, предполагающий опору на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением. Очень удачно в данную концепцию вписывается такой метод как фонетическая ритмика, или фоноритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).
Фоноритмика пришла в логопедию из сурдопедагогики, впервые его начали применять в Хорватии специалисты реабилитационного центра для глухих и слабослышащих. Оттуда опыт по применению данного метода переняла группа советских педагогов под руководством Эмилии Ивановны Леонгард .
Мы обучаемся речи, подражая, но т.к. тугоухие и глухие дети лишены этой возможности, то для овладения речью им нужны средства, которые бы помогли осознать и воспроизвести звук. На помощь пришла фоноритмика, где звуки показываются, «изображаются» телом, сопровождаются жестами и движениями.
Алла Яковлевна Мухина успешно адаптировала эту методику к коррекционной работе с детьми с ОНР. Ею была выдвинута следующая гипотеза. «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения возможно осуществлять приёмами речедвигательной ритмики за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций»
А.Я. Мухина отмечает, что применение данного метода способствует:
1. Развитию неречевых процессов:
слухового внимания и памяти;
пространственных представлений
развитие тонкой и общей моторики, координации движений;
развитие произвольного внимания.
2. Развитию речи и коррекции речевых нарушений:
формирование фонематического слуха;
коррекция звукопроизношения
развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
развитие орального праксиса, просодии речи;
Помимо этого фоноритмика положительно зарекомендовала себя при устранении заикания и при работе с неговорящими детьми.
Далее работу по внедрению метода фонетической ритмики продолжила Костылева Наталья Юрьевна, она максимально адаптировала данную технологию для работы логопедов. Материал подробно изложен в книге «Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников», материал из этой книге может быть использован в работе с детьми 3 летнего возраста.
Данная книга предполагает цикл занятий именно по фоноритмике, но так как такая возможность есть не всегда, то возможно применение приемов фоноритмики в логопедических занятиях как фронтальных, так и индивидуальных. Рассмотрим варианты возможного применения элементов данной методики.
1. Работа по развитию фонематического восприятия на фронтальных занятиях.
Как было отмечено выше, опора на большое количество анализаторов повышает успешность коррекционной работы. Поэтому при ознакомлении со звуком мы формируем
- зрительный образ (символ)
- смысловой (название)
- акустический образ
Фоноритмика позволяет нам создать двигательный образ звука и «прочувствовать» его всем телом.
Работу начинаем с гласных звуков.
Возможные варианты работы:
1. Проговаривание изолированных звуков.
2. Проговаривание цепочек звуков.
3. Угадывание звуков по показу логопеда.
Далее переходим к звукам раннего онтогенеза, а затем и боле позднего онтогенеза. Каждый согласный звук соединяем с гласным, произнося слоги ( прямые и обратные), сопровождая их движениями.
2. Работа по автоматизации звуков
Рассмотрим данный вид работы на примере звука «С».
Формируем зрительный, акустический, смысловой и затем двигательный образ.
Зрительный образ «Насос» ( картинка-символ)
Акустический «Насос свистит: ссс» (даем образец произношения)
Смысловой «Накачиваем шину и насос свистит».
Двигательный образ: руки перед грудью в кулак, разгибая руки в локтях, опускаем вниз. Т.е. изображаем процесс накачивания шины насосом. Играем в игру «Накачай шины»
Когда изолированно звук с движением закреплен, переходим к автоматизации в слогах.
СА: движение руками вниз – ссс, и через стороны вверх – выход на звук «А» («держим большой мяч»)
СЫ: движение руками вниз - ссс, на уровне живота движение локтями в стороны – выход на звук «Ы» («Борец перед боем»)
СО : движение руками вниз - сссс, через стороны вверх, замкнуть овал над головой - звук «О»
СУ: движение руками вниз - сссс, выносим руки вперед – звук У.
Аналогично проводится работа с обратными слогами.
Одна из часто встречающихся сложностей при автоматизации звука в словах – ребенок, научившись правильно произносить звук изолированно, не вставляет его в нужном месте. Среди прочих приемов, здесь также поможет фоноритмика. Алгоритм такой:
1. Взрослый произносит слово.
2. Ребенок (самостоятельно или с помощью педагога) определяет место звука в слове. Обозначаем его карточкой –символом на схеме слова.
3. Произносим слово, глядя на схему, и сопровождаем произношение автоматизируемого звука движением .
Если у ребенка не получается самостоятельно, то используем прием «рука в руке», т.е. буквально выполняем вместе с ним.
3.Работа с неговорящими детьми.
При работе с неговорящими детьми выполнение вышеописанных упражнений дополняем смысловой нагрузкой. Например, произнося сочетание звуков «АУ» с движением руками, обращаем внимание на то, что так кричим в лесу: ау!
Т.о. занятия фоноритмикой способствуют более эффективному усвоению детьми звуковой стороны речи. Данные приемы не требуют дополнительных затрат (времени и материалов), а также способствуют профилактике переутомления и удовлетворения двигательной потребности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Совместная коррекционно - образовательная деятельность по развитию речи в старшей коррекционной группе "Закончи сказку" учитель-логопед Кулагина Л.В.
конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя...
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".
Использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и с...