Проект учителя- логопеда "Ветер, ветерок, ветрище".
проект по логопедии (старшая группа)
Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 4-6 лет, занимающихся на логопедическом пункте.
Актуальность.
Проблема развития речи детей является одной из самых актуальных в нашем дошкольном учреждении, потому что несформированное речевое дыхание влияет на речь воспитанников. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация речевого потока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе логопедических занятий . | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№ 24»
Логопедический проект: « Ветер, ветерок, ветрище».
Выполнила учитель-логопед: Кенчхадзе Светлана Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 24»
Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 4-6 лет, занимающихся на логопедическом пункте.
Актуальность.
Проблема развития речи детей является одной из самых актуальных в нашем дошкольном учреждении, потому что несформированное речевое дыхание влияет на речь воспитанников. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация речевого потока.
Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.
Дети, посещающие МБДОУ № 24 и занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Средства просодики помогают оформить высказывание как единое целое. Просодическая сторона речи детей с речевыми нарушениями имеет стойкие нарушения. Неправильный тип дыхания, нарушение темпа и ритма, плавности, нарушение интонационной выразительности лишь усиливают несовершенство речи.
С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда количество выдыхаемого воздуха и сил выдоха зависят от цели и условия общения. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием. Поэтому грамотно спланированная работа по данной проблеме может предупредить и ускорить процесс формирования правильного дыхания и звукопроизношения у детей 4-6 лет.
Очень важно включить в работу по проекту « Ветер, ветерок, ветрище» родителей и воспитателей групп, донести до них важность дыхания в формировании правильного звукопроизношения.
Различают следующие основные типы дыхания:
Грудной (верхнерёберный). Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
Брюшной (диафрагмальный). Дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания – лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его;
Грудобрюшной (диафрагмально-рёберный). Отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание – наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
Цель дыхательных упражнений:
увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох вдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя
— в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному:
— при прохождении воздуха через носовую полость;
— при выходе воздушной струи через рот.
При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж», «л» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – групповой.
По времени продолжения – долгосрочный, 1 год
По характеру контактов — в контакте с семьей.
Участники проекта: дети, занимающиеся в логопедической группе, учитель-логопед, воспитатели групп ,родители.
Место реализации – МБДОУ «Детский сад № 24»
Цель: формирование у детей правильного речевого дыхания, через игры и упражнения.
Задачи:
Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
1.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
2.Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков,
- на материале слогов, слов,
- на материале предложений и фраз.
3.Формирование и закрепление диафрагмально речевого дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | ||
1. | Изучение литературы развития правильного речевого дыхания. | сентябрь |
2. | Составление перспективного плана работы над дыханием. | октябрь |
3. | Составление плана работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания. | октябрь |
2 этап Практический | ||
Работа с детьми: | ||
1. | Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха. | октябрь |
2. | Выработка глубокого вдоха. | ноябрь |
3. | Формирование физиологического дыхания, развитие его силы. | декабрь |
4. | Развитие силы голоса и речевого дыхания. | январь |
5. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков. | февраль, март |
6. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений. | апрель, май |
Работа с родителями: | ||
1. | Консультация «Важность развития речевого дыхания детей при формировании правильного произношения звуков». | ноябрь |
2. | Размещение в информационных уголках папки-передвижки «Комплексы упражнений на развитие речевого дыхания детей». | декабрь |
3. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросу речевого дыхания. | В течение года |
4. | Изготовление памятки для родителей «Игровые тренажеры своими руками для развития речевого дыхания». | февраль |
Работа с педагогами группы | ||
1. | Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи». | ноябрь |
2. | Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий своими руками по развитию дыхания у детей». | декабрь |
3 этап Итоговый | ||
1. | Участие детей, занимавшихся на логопункте, в конкурсах чтецов. | март, май |
2. | Разработка картотеки упражнений на формирование правильного речевого дыхания. | апрель |
План реализации проекта:
Месяц | Игры и упражнения на развитие речевого дыхания |
Сентябрь | «Сдуй жука с цветка», «Бабочка на цветке», «Мельница», «Радуга» |
Октябрь | «Подуй на листочки», «Разговор овощей», «Белка в дупле», «Улетай тучка». |
Ноябрь | «Синички и снегири», «Подуй на облака», «Волшебные перышки», «Хвойные и лиственные деревья», «Колоски», «Голуби на площади Ленина». |
Декабрь | «Подуем на снежинку», «Покатим брёвнышки», «Что в мешке у Деда Мороза, «Задуй свечу», «Обезьяны надувают шарики». |
Январь | «Два Мороза», «Погреем ручки», «Хоккей», «Рыбки подо льдом». |
Февраль | «Морские жители», «Заморозим пальчик», «Снег идёт!», «Вьюга в стакане», «Маскировка танка и самолета», «Штурвал» |
Март | «Остудим чай», «Капель с сосулек», «Чья птичка дальше улетит», «Катушка с нитками». |
Апрель | «Белка и Стрелка летят в космос», «Воздушный змей», «Подуй на картинки и назови что нарисовано». |
Май | «Футбол», «Стрижи прилетели, «Колокольчики звенят». |
Вывод:
Практика показала, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения. Привлечение родителей и воспитателей, в совместную работу по проекту « Ветер, ветерок, ветрище» ,способствовало положительной динамики формирования правильного дыхания и звукопроизношения. Проект « Ветер, ветерок, ветрище» будет нами использоваться ежегодно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе
Данное занятие дает представление детям о ветре....
Презентация проекта "Ветер, ветерок, ветрище"
С детьми подготовительной группы провели интересный проект "Ветер, ветерок, ветрище". Было много занимательных игр, логических задач, опытов, художественного творчества....
Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»
Использование дыхательных и артикуляционных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у дететй старшей и подготовительной группы, занимающихся в ДОУ на логопункте для де...
Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»
laquo;Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей подготовительной группы, в ДОУ »...
Проект учителя-логопеда "Сильный ветерок"
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...
Конспект ООД по ознакомлению с природой "Ветер, ветерок, ветрище"
Знакомство детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека....
Конспект зимней прогулки «Ветер, ветерок, ветрище»
Цель: Систематизирование представлений у дошкольников, о зимних изменениях и признаках в природе, дать понятие о ветре....