Проект учителя-логопеда "Сильный ветерок"
проект по логопедии (старшая группа)
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silnyy_veterok.docx | 236.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕРОК»
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся на логопедическом пункте.
Актуальность.
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – групповой.
По времени продолжения – долгосрочный, 1 год
По характеру контактов — в контакте с семьей.
Участники проекта: дети, занимающиеся в логопедической группе; учитель-логопед; родители.
Место реализации – МБУДО Дорогобужский Дом детского творчества.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи:
- Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
- Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
- Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков
- на материале слогов, слов
- на материале предложений и фраз.
- Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | ||
1. | Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания | сентябрь |
2. | Составление перспективного плана работы над дыханием. | октябрь |
3. | Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания | октябрь |
2 этап Практический | ||
Работа с детьми: | ||
1. | Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха | октябрь |
2. | Выработка глубокого вдоха | ноябрь |
3. | Формирование физиологического дыхания, развитие его силы | декабрь |
4. | Развитие силы голоса и речевого дыхания | январь |
5. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков | февраль, март |
6. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений | апрель, май |
Работа с родителями: | ||
1. | Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» | ноябрь |
2. | Оформление папки-передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» | декабрь |
3. | Индивидуальные консультации для родителей | В течение года |
4. | Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» | февраль |
Работа с педагогами группы | ||
1. | Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | ноябрь |
2. | Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» | декабрь |
3 этап Итоговый | ||
1. | Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках | март, май |
2. | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания | апрель |
План реализации проекта:
Месяц | Игры и упражнения на развитие речевого дыхания |
Сентябрь | «Сдуй жука, бабочку с цветка» «Подуй на бабочку» |
Октябрь | «Подуй на листочки» «Ветерок» «В лесу» |
Ноябрь | «Подуй на вертушку» «Подуй на облака» «Подуй на листья» «Улетай тучка» |
Декабрь | «Подуем на пушинку» «Прокатаем брёвнышки» «Новогодняя гирлянда» |
Январь | «Подуй на снежинку» «Погреем ручки» |
Февраль | «Подуй на вертушку» «Заморозим пальчик» «Снег идёт!» «Вьюга» |
Март | «Подуй на чай» «Эхо» «Чья птичка дальше улетит» |
Апрель | «Насос» «Змейка» «Подуй на картинки и назови что нарисовано» |
Май | «Забей мяч в ворота» «Чья птичка дальше улетит» |
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
- Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
«Сдуй бабочку». Цель - это сдуть бабочку с цветка.
«Подуй на бабочку». Ребенок сидит за столом. Цель - подуть на бабочку как можно сильней, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
«Мыльные пузыри». Цель – это взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
«Забей мяч в ворота». Цель - соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.
Дует вьюга. Имитация звука голосом: у-у-у-у….
Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»
Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха — выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.
Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…
Самолёт летит. Имитация звука голосом: лллл-а, ллл-о, лллл-ы…
Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект группы №9 "Ветерок" на тему "Наши пернатые друзья"
"Наши пернатые друзья"...
Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г
Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...
педагогический проект "Послушный ветер-ветерок"
Предстаалена работа по реализации 2-недельного проекта на развитие у детей правильного дыхания, в ходе проекта были привлечены родители к созданию пособий и дыхательных тренажеров...
Логопедический проект "Послушный ветер - ветерок"
краткосрочный...
Проект "Мой послушный ветерок"
Детско-родиельский проект по развитию речевого дыхания детей дошкольного возраста...
Проект "Ветер, ветер, ветерок"
Цель и задачи проекта Цель: развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.Задачи: - формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;- развива...
методические рекомендации к проекту «Ветер, ветер, ветерок»
Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста по теме «Ветер», охват образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное...