Игры на световом планшете
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Афанасьева Ирина Михайловна

Логопедические игры на световом планшете для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и для детей старшего дошкольного возраста (7-8 лет)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №14» г. Ростов Игры на световом планшете Подготовили: учитель-логопед Афанасьева И.М. учитель-логопед Костенко Т.С.

Слайд 2

Игры для знакомства с песком Здравствуй, песок Цель: снижение психофизического напряжения Ход игры Педагог от имени Феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями

Слайд 3

Игры на развитие мелкой моторики Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения Ход игры Взрослый предлагает ребёнку превратиться в животных и побегать по песку. «Идут медвежата» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» – ребёнок расслабленными / напряжёнными пальцами создаёт волны на поверхности песка (в разных направлениях)

Слайд 5

Песочные прятки Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности Ход игры Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и прячет в отсеке для песка (под песком) игрушки. После того как взрослый говорит «Открываются глаза, начинается игра», ребёнок должен найти их в песке. Он ощупывает и отгадывает, какую игрушку спрятал взрослый

Слайд 6

Перед начало игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком» выдыхай медленно и плавно старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой

Слайд 7

В пустыне Цель: развитие дыхания, мелкой моторики Ход игры Взрослый говорит ребёнку о том, что мы отправляемся в путешествие по пустыне. Спрашивает, что мы можем взять с собой (ребёнок перечисляет предметы и зарисовывает их на песке). Затем от имени Феи педагог сообщает о начале сильного ветра. Ребёнок берёт трубочку для коктейля и дует в неё, сдувая все нарисованные предметы

Слайд 8

Помоги зайчику Цель: развитие плавного направленного выдоха Ход игры В песке делают три-четыре углубления – «следы», которые ведут к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца

Слайд 9

Помоги машине Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха Ход игры От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машиной и помогает ей доехать

Слайд 10

Помощник Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха Ход игры Делают невысокую горку из песка. Перед ней стоит игрушка (Фея, черепашка и др.). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь

Слайд 11

Что под песком? Цель: развитие плавного ротового выдоха. Ход игры Вариант 1 Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. Вариант 2 Ребёнка просят найти все картинки в правом верхнем углу, затем в нижнем левом углу. Сдувая песок, ребёнок открывает изображения.

Слайд 12

Дорога домой Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха Ход игры На песке на некотором расстоянии ставятся игрушка и домик. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой

Слайд 13

Игры на развитие артикуляционной моторики Археолог Цель: развитие у ребёнка необходимых артикуляционных движений Ход игры Логопед прячет в песке карточки с артикуляционными упражнениями. Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить карточки от песка так же, как это делает археолог. Выполнив это задание, ребенок вместе с логопедом приступает к выполнению перед зеркалом артикуляционных упражнений, изображённых на карточках

Слайд 15

Живые картинки Цель: развитие у ребёнка необходимых артикуляционных движений Ход игры Логопед предлагает ребёнку нарисовать в песке отдельную картинку (лягушка, качели, слоник и д.р ). Затем от имени Феи просит оживить её. Для того чтобы оживить картинку ребенок должен выполнить соответствующее артикуляционное упражнение

Слайд 16

Быстрые пальчики Цель: развитие у ребёнка необходимых артикуляционных движений Ход игры Логопед предлагает ребёнку выполнить артикуляционные упражнения. Ребёнок выполняет упражнение и двигает рукой по песку в такт движениям языка. («Качели» - языком ритмично двигать вверх – вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении; «Лошадка» – щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку »)

Слайд 17

Сказка про весёлый язычок Цель: развитие артикуляционной моторики Ход игры Логопед рассказывает ребёнку сказку про Весёлый язычок, а ребёнок пробует её изобразить на песке. При следующем прочтении сказки ребёнок выполняет соответствующие артикуляционные упражнения

Слайд 18

Игры на развитие фонематических процессов Спрячь ручки Цель: развитие фонематического слуха Ход игры Логопед просит ребёнка спрятать руки в песок, услышав заданный звук

Слайд 19

Часы Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу Ход игры Логопед раскладывает на песке картинки по кругу (как часы). Затем предлагает назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их (рисует линию по песку )

Слайд 20

Два города Цель: развитие фонематического слуха Ход игры Под толстым слоем спрятаны защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает их и раскладывает на две группы

Слайд 21

Слоговые дорожки Цель: развитие фонематического слуха Ход игры Ребёнок рисует круги (квадраты, звезды, капли и др.) на песке, проговаривая слоговые дорожки

Слайд 22

Художник Цель: развитие фонематического анализа Ход игры Логопед просит ребёнка сделать подарок хозяйке песка нарисовать для неё картинки, в названии которых есть звук [А] или [Р]

Слайд 23

Игры для развития чувства ритма Музыканты Цель: развитие чувства ритма Ход игры Логопед просит ребёнка послушать и сказать, сколько раз он хлопнул в ладоши. Просим ребёнка повторить. Затем ребёнок рисует на песке столько палочек, сколько раз педагог хлопнул в ладоши

Слайд 24

Определи карточку по ритму Цель: развитие чувства ритма Ход игры Логопед прохлопывает определённый ритм и предлагает ребёнку найти ту схему на песке, которая соответствует прохлопанному ритму

Слайд 25

Этап постановки звуков Цель этого этапа - формирование правильного звучания изолированного звука. Что за звук? Ход игры Логопед предлагает ребёнку рисовать на песке звездочки (круги, капельки) и произносить звук [Д] (Ж) (при постановке звука «Р»)

Слайд 26

Отгадай Ход игры Логопед и ребенок отправляются в «зоопарк» и знакомятся с его обитателями. Педагог издает рычащий звук (шипящий звук). Просит ребенка на песке нарисовать изображение животного, которое издало этот звук

Слайд 27

Этап автоматизации звуков Цель этого этапа – закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале Ход игры Вариант 1 Логопед просит ребёнка нарисовать в верхнем левом углу планшета змею, а в правом нижем – деревья. Затем от имени Феи просит помочь змее доползти до деревьев. Ребёнку необходимо нарисовать дорожку на песке (или выложить дорожку из камней) от змеи к деревьям, одновременно произнося отрабатываемый звук (например, звук [Ш] или слог [Ша ]) Вариант 2 Логопед просит ребёнка помочь принцессе дойти до замка. Ребёнок произносит заданные логопедом слоги, слова « прошагивая » их пальчиком от принцессы до замка Дорожки

Слайд 28

Ход игры Вариант 3 Произносить звук [Ш] (или слог [ша]), проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения: рисовать на песке букву Ш, произнося одновременно звук [Ш]. Аналогично проводятся игры «Комарик» (звук З); «Пчёлки» (звук Ж); «Паровозик» (звук Ч); «Самолётик» (звук Л) и т.д.) Дорожки можно рисовать не только пальчиком, но и массажным мячиком

Слайд 29

Песчаная буря Ход игры Педагог говорит ребенку, что в пустыне начинается песчаная буря. Ребёнок запускает вращающийся волчок. Пока волчок вращается ребенок произносит заданный звук (Р, Ш, Ж и др.)

Слайд 30

Художник Ход игры Ребёнок кидает кубик. Смотрит, какое число ему выпало (от 1 до 6). Если ему выпало число 3, то он пишет на песке три буквы Р (Ш, Л, С и д.р ) одновременно произнося этот звук (либо ребёнок вспоминает три слова со звуком [Р])

Слайд 31

Горка Ход игры Педагог просит ребёнка набрать в руку песок и произносить звук [С], насыпая горку. Вариант этого упражнения: засыпать игрушку песком из руки, произнося длительно звук [С]

Слайд 32

Запутанный лабиринт Ход игры Педагог просит ребенка помочь Красной Шапочке дойти по лабиринту до домика бабушки. Ребёнок выкладывает дорожку с помощью камней (работа со светом без песка) . На каждый положенный камень ребенок называет заданный звук [ ш ], слог [ша] или вспоминает/повторяет слово [шапка]

Слайд 33

Сказочное дерево Ход игры Вариант 1 Ребенку необходимо украсить дерево «листьями» (работа со светом без песка) . На каждый положенный «листочек» ребенок произносит заданный звук, слог, слово Вариант 2 Педагог просит ребёнка нарисовать дерево на песке и украсить его «листиками». На каждый положенный «листочек» ребенок произносит заданный звук, слог, слово

Слайд 34

Волшебная кисть Ход игры Логопед прячет в песке предметные картинки со звуком [Р]. Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить картинки от песка так же, как это делает археолог. Затем все найденные картинки необходимо назвать

Слайд 35

Косточки для собаки Ход игры Вариант 1 Педагог просит нарисовать собаку и косточки для неё. Затем ребёнок к каждой косточке называет слово с заданным звуком Вариант 2 Педагог просит нарисовать собаку и косточки для неё. Затем ребёнок к каждой косточке называет слово со звуком [Р] в начале/середине/конце Песочное царство Ход игры Педагог просит ребёнка нарисовать в песке те предметы, в названии которых есть звук [Р]

Слайд 36

Игры на развитие слоговой структуры слова Полоски Ход игры Ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово

Слайд 37

Исправь ошибку Ход игры Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску

Слайд 38

Раздели слово на слоги Ход игры Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

Слайд 39

Игры на развитие лексико-граматической стороны речи Чего не стало? Цель: закрепление использования существительных единственного и множественного числа в родительном падеже Ход игры Взрослый стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось

Слайд 41

Подбери слово Цель: развитие умения подбирать к существительным прилагательные, согласовывать их. Ход игры Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметные картинки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (платье модное; шапка легкая)

Слайд 42

Рыболов Цель: развитие умения согласовывать существительные с числительными Ход игры Педагог просит ребенка нарисовать пруд, мальчика с удочкой и рыбок. Когда ребенок нарисует рыбок, мы их считаем ( одна рыбка, две рыбки, три рыбки …)

Слайд 43

Геометрические фигуры Цель: развитие умения согласовывать существительные с числительными, автоматизация звука [Р] Ход игры Педагог включает на световом планшете красную подсветку. Затем просит ребенка нарисовать 2 круга, 3 квадрата. Ребёнку предлагается посчитать, сколько у нас кругов (один красный круг, два …) , квадратов (один красный квадрат…)

Слайд 44

Необычные предметы Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными, автоматизация звука [Л] Ход игры Педагог включает на световом планшете жёлтую подсветку. Затем просит ребенка нарисовать предметы в названии которых есть звук [Л]. Затем ребенок называет, что у него получилось (жёлтая лампа, жёлтое платье, жёлтая ладонь…)

Слайд 45

Морковь Цель: совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звука [Р] Ход игры Педагог включает на световом планшете оранжевую подсветку. Затем просит ребенка нарисовать морковь. Далее педагог проводит беседу, задает ребенку вопросы: -есть что? (есть оранжевая морковь) -нет чего? (нет оранжевой моркови) -подошел к чему? (к оранжевой моркови) -вижу что? -любуюсь чем? -думаю о чём?

Слайд 46

Картинки Цель: развитие умения согласовывать существительные с числительными, автоматизация звука [Л] Ход игры Педагог включает на световом планшете любую подсветку. Песок ссыпается в специальный отсек. На планшет кладется альбомный лист с черно-белыми картинками. Ребёнку даётся задание закрыть камнями картинки, на которых нарисована лампа. Затем ребенку предлагается посчитать, сколько он нашел ламп (одна лампа, две лампы …)

Слайд 47

Игры на формирование связной речи Дорисуй картинку и составь предложение Цель: развитие связной речи Ход игры Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение ( Таня держит в руках воздушный шар). Фраза проговаривается в момент действия

Слайд 49

Начни предложение Ход игры Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, а логопед заканчивает его

Слайд 50

Две игрушки Ход игры На песке ребёнок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку Пример диалога: Воздушный шар. Я круглый. Мяч. Я тоже. Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу. Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу. Шар . На мне нарисован красивый цветок. Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Слайд 51

Интересная история Ход игры Логопед просит ребенка нарисовать предметы. В центре планшета рисуем стол, за столом сидит Мишка. Справа от стола стоит большой шкаф, на шкафу лежит шляпа, а в шкафу лежат штаны. В верхнем левом углу планшета нарисуй окошко, а рядом с окошком кошку. Затем с ребенком проводится беседа по нарисованной картинке. Ребёнок составляет самостоятельно рассказ

Слайд 52

Вылечи букву Цель: закрепление зрительного образа буквы. Ход игры Логопед пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо её часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Педагог просит ребёнка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент. Игры по обучению грамоте

Слайд 53

Спрятанные буквы Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие зрительного восприятия Ход игры Логопед рисует на песке рисунок и предлагает ребёнку найти в нём как можно больше букв

Слайд 54

Что за буква? Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие зрительного восприятия Ход игры Логопед пишет на спине ребенку букву, а он пытается определить, что это за буква. Затем ребёнок пишет эту букву на песке

Слайд 55

«Необычные» буквы Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие зрительного восприятия Ход игры Предложите ребёнку с закрытыми глазами пощупать пальцами хорошо известные ему «шероховатые» буквы на специальных карточках, а затем пусть он попытается изобразить их на песке

Слайд 56

Волшебный мешочек Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие зрительного восприятия Ход игры Предложите ребёнку с закрытыми глазами пощупать в мешочке хорошо известные ему объемные буквы из магнитной азбуки. Ему необходимо догадаться, что за буку он нашёл и написать её на песке

Слайд 57

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности

Слайд 58

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы на световых планшетах в детском саду

Программа предназначена для психологов и педагогов детских дошкольных учреждений. Программа по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....

Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемых в Стандарте ДО, является построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с...

Рисование песком на световых планшетах. Программа рассчитанная на один год.

Дополнительная общеразвивающая программа. Песочное рисование.Уровень программы - ознакомительный.Возраст 3-7 лет.Направление : художественно-эстетическое....

Буклеты для родителей: «Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников».

Буклеты для родителей:«Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников»....

Дидактическая игра «Дорожные кубики» с использованием светового планшета.

Представлена информационная карточка дидактической игры "Дорожные кубики" для детей младшего дошкольного возраста, целью которой является:- Формировать знания о различных видах транспор...

Игры на световом планшете

Логопедические игры на световом планшете для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и для детей старшего дошкольного возраста (7-8 лет)...