Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми
статья по логопедии (подготовительная группа)
Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.
Игровая деятельность позволяет:
- сохранить интерес ребенка к занятиям;
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- осуществлять работу развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, формированию фонетической стороны речи;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Ряд исследований ( А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.
Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра – ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.
Дидактические игры
Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.
Дидактические игры | |||
по содержанию | по дидактическому материалу | по характеру игровых действий | по познавательному интересу |
математические | словесные | игры- путешествия | интеллектуальные |
сенсорные | настольно- печатные | игры- предположения | эмоциональные |
речевые | с предметами и игрушками | игры- поручения | регулятивные |
музыкальные | игры- загадки | творческие | |
природоведческие | игры- беседы | социальные | |
для ознакомления с окружающим |
Логопеды – практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те, которые можно использовать с целью развития различных сторон речи.
Автоматизация звука в изолированной позиции
Использование звуковых дорожек:
Автоматизация звука в слогах
- в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ)
- в обратных слога(ас,ос,ус,ыс,ис,эс),
- в слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса),
- в слогах со стечениемсогласных (сма, ска, сва, ста).
Игра на пианино» (имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, А затем все 5 слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
«Цветочек», когда слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.
«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.
«Жучок летит к лепесткам» ( Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.)
«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает липучки.
Автоматизации звука в словах
- «Собери картинку».
- Различные варианты звуковых дорожек и бродилок
- «Сухой бассейн». (В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.)
- «Отгадай загадку - назови отгадку».
- «День-ночь» («Придумай слова со звуком»
-«Сны медвежонка»
- «Упрямые звуки»
Игры для автоматизации звука во фразовой речи
- «Договаривание предложения по картинкам»
- «Придумай предложение»
- «Доскажи в рифму»
- «Почини предложение»
- «Исправь ошибку Незнайки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
di_v_dif-tsii.docx | 412.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.
Игровая деятельность позволяет:
- сохранить интерес ребенка к занятиям;
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- осуществлять работу развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, формированию фонетической стороны речи;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Ряд исследований ( А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.
Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра – ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.
Дидактические игры
Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.
Дидактические игры | |||
по содержанию | по дидактическому материалу | по характеру игровых действий | по познавательному интересу |
математические | словесные | игры- путешествия | интеллектуальные |
сенсорные | настольно- печатные | игры- предположения | эмоциональные |
речевые | с предметами и игрушками | игры- поручения | регулятивные |
музыкальные | игры- загадки | творческие | |
природоведческие | игры- беседы | социальные | |
для ознакомления с окружающим |
Логопеды – практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те, которые можно использовать с целью развития различных сторон речи.
Автоматизация звука в изолированной позиции
Использование звуковых дорожек:
Автоматизация звука в слогах
- в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ)
- в обратных слога(ас,ос,ус,ыс,ис,эс),
- в слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса),
- в слогах со стечениемсогласных (сма, ска, сва, ста).
Игра на пианино» (имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, А затем все 5 слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
«Цветочек», когда слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.
«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.
«Жучок летит к лепесткам» ( Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.)
«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает липучки.
Автоматизации звука в словах
- «Собери картинку».
- Различные варианты звуковых дорожек и бродилок
- «Сухой бассейн». (В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.)
- «Отгадай загадку - назови отгадку».
- «День-ночь» («Придумай слова со звуком»
-«Сны медвежонка»
- «Упрямые звуки»
Игры для автоматизации звука во фразовой речи
- «Договаривание предложения по картинкам»
- «Придумай предложение»
- «Доскажи в рифму»
- «Почини предложение»
- «Исправь ошибку Незнайки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по теме: "Значение логопедической работы с детьми"
О воспитании правильной и чистой речи, как одной из важных задач в коррекционно-образовательном учереждении, правила,которые необходимо соблюдать при проведении занятий...
Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...
Роль игры в логопедической работе с детьми.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...
Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.
Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...
Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.
Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический материал по ...