Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_gmo.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35 «Сказка»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Подготовила и провела:
Иванова Гузель Мунавировна
учитель-логопед
Дата проведения:
«30» января 2013 г.
2012- 2013 учебный год
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.
Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункциональны. Они служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.
Дидактическая игра: «Спичка – ватка»
Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения.
Описание игры: Ребенок определяет какой звук в слове – твердый или мягкий и ведет маркером линию к спичке или ватке.
Дидактическая игра «Матрёшки»
Цель: Учить детей изменять слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие мелкой моторики рук.
Описание игры: ребёнок называет «большую» картинку и шнурком прикрепляет её к большой матрёшке, а «маленькую» к маленькой матрёшке.
Дидактическая игра: «1 – 2 – 5»
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными. Развивать мелкую моторику.
Описание игры: Ребёнок прикрепляет к цифре картинку и произносит словосочетание: один мяч, одна пирамидка, два кубика, две куклы, пять белок, пять машин.
Дидактическая игра «Волшебные бусы»
Цель: Автоматизация звука в словах, развитие фонематического слуха, определение места звука в слове. Развитие мелкой моторики.
Описание игры: Дети выбирают слова с автоматизируемым звуком, нанизывают бусины на нитку. Можно предложить детям определить место звука в слове.
Дидактическая игра: «Звуковая улитка»
Цель: закрепление изолированного звука.
Описание игры: Ребенок ведет по спиралям улитки картинку – символ (на звук [С] – насос, на звук [З] – комар, на звук [Ш] – змея, на звук [Ж] – жук, на звук [Л] – самолет, на звук [Р] – трактор) и проговаривает изолированный звук.
Дидактическая игра «Стихи в картинках»
Цель: автоматизация звуков, заучивание стихов с помощью картинок.
Описание игры:
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са Стол, самолет, сковородка, лиса, Санки, смородина, миска, носок, Сыр, самокат, абрикос, колосок, Стул, снеговик, самосвал, колбаса. Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са. | Я по камушкам пошёл и ракушку нашел. Я по травушке шел и лягушку нашел. Я по бревнышку шел и букашку нашел. Я по морюшку шел и рыбешку нашел. Я по полюшку шел и воробушка нашел. По опушке я шел и гармошку нашел. |
Дидактические волшебные кубики
Цель: развитие артикуляционной моторики, автоматизация звуков в словах, чистоговорках, развитие мелкой моторики.
Использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.
Работа по данному направлению способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи. Во время проведения игр у детей активизируется память, внимание, воображение, развивается логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту логопеда с детьми.
Список использованной литературы.
1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.
2.Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю» изд-во «Гном»,- М., 2003
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....
Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происх...
Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»
Тема «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»...
Комментарии
Удачи Вам!!!
Удачи Вам!!!
Хорошая работа! Удачи!
Хорошая работа! Удачи!
Благодарю вас!
Благодарю вас!
Вашу работу я оценила,
Вашу работу я оценила, надеюсь на взаимность. Буду рада, если материал пригодится Вам в работе. Мои ссылки: http://nsportal.ru/node574930 и http://nsportal.ru/node515435
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!