Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе
с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучению
В. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без того он – засушенный цветок"
Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.
Мы рассмотрим игры наиболее эффективные на этапе развития фонематического восприятия, обучения навыкам звукового анализа и синтеза с детьми старшего дошкольного возраста. При этом обязательно следует учитывать возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт. Правило игры должно быть понятным и доступным. Из опыта работы могу утверждать, что обучающее игровое оборудование должно быть внешне привлекательным и эстетичным.
Игра должна опираться и активизировать в первую очередь наиболее сохранные анализаторы - зрительный и кожный (тактильный).
Словесные игры облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по-прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданный звук, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определённым звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ш-ж и другие. Для развития фонематического восприятия, необходимо сформировать умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного - звука в слове, дифференцировать определённые пары звуков. Предлагаются детям игры, направленные на подбор слов с данными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Играть в данные игры можно индивидуально - с одним ребёнком.
Игра: «Хлопни в ладоши» когда услышишь заданный звук в слове.
С . Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Наши сани едут сами.
3 На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Летит стрекоза, круглые глаза.
Игра: «Внимательные ушки»
Вариант 1.
Нужно поставить 2-х детей спиной друг к другу и дать задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Ксюша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы не верные. Взрослый с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком Ш, 5- со звуком Ж, 5- где нет этих звуков). Примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша. Следим за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его.
Вариант 2.
Вызвать двух детей: один из них должен подпрыгнуть на слова со звуком С, другой присесть, когда услышит - звук З в слове. Нужно называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры победителя.
Вариант 3.
Предложить детям подбирать слова: одному со звуком Л другому - со звуком Р. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими звуками.
Игра: «Лови звуки». Начинаем игру со слов: «Летела сова, произносила слова, какие слова произносила сова?» Просим детей внимательно слушать каждое слово и повторить его чётко. Взрослый медленно и шёпотом произносит любые слова - по звукам. Например – Ш, У, Б, А – дети отвечают ШУБА.
Нужно своевременно у детей развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. Какой звук есть во всех словах?
Произнести три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков, т.е. одинаковый: шуба, кошка, мышь - и спросить у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагаем определить, какой звук есть во всех ниже приведённых словах: жук, жаба, лыжи -ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос — с; селёдка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа -л; липа, лес, соль -ль;рыба, ковер, крыло -р; рис, крепость, букварь -рь.
Следите, чтобы дети чётко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Игра: «Назови первый звук в слове»
Показать игрушку, например, Буратино и предложить определить, с какого звука мы произносим слово –(Б). Нужно знать , что звук произносим без призвука Э. Слово произносить медленно, выделяя голосом заданные звуки. «Назови последний звук» в этом слове – (О).
Звуковой анализ и синтез слогов и слов вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Ведь оно создаёт условия для развития таких мыслительных операций: четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука и др. Хорошо представляя трудности, с которыми дети столкнуться в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю обучение на игровых приёмах, обеспечивая доступность материала и заинтересовывая детей.
Игра: «Шифровальщики» - индивидуальные наборы цветных квадратов для выкладывания звукового состава слова. Звуковые схемы слов можно составлять и при помощи мелких пуговиц, пробок от пластиковых бутылок, соответствующих цветов (синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук, красный – гласный звук), что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Например, слово ЗИМА. Звуковая схема будет следующей: зелёный квадрат, красный, синий, красный. Какой первый звук? Зь – мягкий согласный; какой последний?(А). 2 гласных звука, какие? (И ) – ( А). 2 согласных звука, какие? ( Зь ) - (М). Сколько в слове звуков? В слове 4 звука.
Игра: «Громко - Тихо»
Цель игры - развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью. Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука).
При дифференциации(различение) звуков л-ль можно использовать такую фразу: В уголок Алёнка села, У Аленки много дела.
Звуков р-рь: У моей сестры Маринки, щёки словно мандаринки,
а сама сестра Маринка чуть побольше мандаринки.
Посмотрите на Маринку, ест Маринка мандаринку.
Съест Маринка мандаринку,
бросит корочку в корзинку.
Предлагаем произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра: «Кто быстрее», ведь слова могут звучать быстро и медленно. На седьмом году жизни звукопроизношение у отдельных детей имеет недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание нужно уделять выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух в произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили изолированные (отдельные) звуки.
С целью формирования умения устанавливать связь между вербальными единицами нужно использовать следующие задания: составление словосочетаний по определенной тематике. Можно использовать любую лексическую тему. Например: «Осень»: осень - поздняя, дождливая, золотая и т.д. Погода - солнечная, теплая, холодная и т.д.
Составление словосочетаний, противопоставленных по значению: широкая лента - узкая лента; поднял ведро - опустил ведро и т. д.
Составление словосочетаний с предлогом и без предлога, сначала с использованием знаково-символических средств, затем без них.
Пить чай – с чем? ( с лимоном, с молоком); с кем(с другом, с братом);
как? (с удовольствием, охотно); когда? (утром, вечером).
Предлагаем игровую форму.
Говорим, что слово превращается в магнит. Оно притягивает, присоединяет другие слова. Назовите, какие? Объяснить значение слова «магнит» и продемонстрировать его свойства. Указанные виды заданий способствуют овладению лексико-семантическим закономерностям, вырабатывают практические навыки использования языковых обобщений, развивают познавательный интерес у детей. |
Упражнения для развития словесно - логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий,
понимание пословиц и поговорок, метафор; игры и задания «найди семь отличий» и т. п.
1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ»
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.
3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ»
Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: • огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; • овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ» Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.
6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ... Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ».
Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.
8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ»
Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ»
По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.
10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». • Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
11. «РАНЖИРОВАНИЕ»
Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.
12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ» Сыграйте с ребенком в игру
«Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.
Узнавание предметов по заданным признакам
Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый;
—продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Кто обладает следующими признаками? Пушистый, ходит, мяукает;
О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает?
Кто или что может быть:
—высоким или низким; холодным или горячим;
—твердым или жидким; узким или широким?
Какому времени года соответствует следующее описание?
День становится длиннее, все больше солнечных дней. Тает снег.
С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Сравнение двух или более предметов
Чем похожи эти слова? Кошка, книга, крыша; число, весло, кресло.
Назовите общие признаки: яблока и арбуза; кошки и собаки;
—стола и стула; ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики.
Чем отличается: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения;
—сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника;
— лиственное дерево от хвойного дерева?
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре),
и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы;
Стрелка — это часть часов, значит, к слову «колесо»
можно подобрать слово «машина»,
потому что колесо — часть машины.
Колесо — круг, ковер — ...
Белка — дупло, медведь — ….
Магазин — продавец,
больница — ...
День — обед, вечер — ...
Охотник — ружье, рыбак — ...
—Слово — буква, дом —
Лес — деревья, поле — ...
Палец — кольцо, ухо — ...
Море — капля, толпа — ...
Цветок — бутон, листок — ...
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно,
отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
Ночник, торшер, свеча.
Слива, яблоко, персик.
Брюки, шорты, юбка.
Корова, лошадь, лев.
Елка, береза, сосна.
Картофель, морковь, огурец.
Петух, гусь, воробей.
Коза, свинья, корова.
И Г Р Ы соревновательного характера
Игра «Кто больше назовет...»
Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Клички кошек (собак)», «Названия деревьев» и т. д.).
Дети называют имена по очереди. (Можно разделить ребят на 2 команды.) За каждый правильный ответ игрок получает фишку.
Выигрывает ребенок, у которого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Кто запомнит больше предметов и назовет их»
Педагог раскладывает на столе 10—12 мелких предметов. Дети в течение 1 минуты смотрят на предметы, запоминают их.
Затем педагог закрывает предметы салфеткой, а дети по памяти называют их.
Игра «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»
Дети по очереди произносят по одной чистоговорки; прислушиваются, кто лучше это сделал.
Выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.
Игра «Кто назовет больше рыбок»
Дети делятся на 2 команды. У ребят удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также прикреплены магниты.
Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на определенный звук.
Игра «Волшебный стул»
Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.
Игра «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
Игра «Конкурс чтецов»
Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос).
Игра «Опиши товарища»
Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках), учитывая его характерные особенности.
Игра «Кто нужнее?» («Кто лучше?»)
«Спор» животных, времен года и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы.
Игра «Расскажи о своей маме (о себе)»
Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): характере, о привычках, учитывая характерные особенности.
Игра «Черный ящик»
Дети постепенно определяют, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов:
«Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».
Игра «Мой папа — художник»
Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, который нарисовал его папа.
Игра «Передай доброту»
Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2—3 нежных,
ласковых слова или составить предложение.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что...», «Слова надо говорить громко, потому что...»,
«Если бы я был волшебником, я бы...».
Игра «Диалоги»
Развивать интонационную выразительность речи.
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести ее выразительно.
Игра «Слова перепутались»
Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами
и произнеси его правильно.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Конкурс хвастунов
Дети садятся в круг в случайном порядке. Взрослый говорит:
«Сегодня мы проведем с вами; конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой,
а своим соседом. Ведь это гак приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.
Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он.
Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет и своем друге больше достоинств».
В данной игре не важна объективность оценки — реальные это достижения или надуманные.
Не важен и масштаб достоинств это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.
Подарки
Дети стоят в кругу. Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок».
Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к рядом стоящему и описывает то,
что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.).
Чем необычнее будет «подарок», тем лучше.
Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу.
Взрослый следит, чтобы все получили «подарки».
Связующая нить
Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.
Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем,
что хотим получить для себя и пожелать другим».
Взрослый, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку,
который рассказывает о себе.
Когда все дети выскажутся, и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза.
Взрослый просит детей представить, что они составляют единое целое, но каждый из них важен и значим для всех.
Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.
«Кто больше назовёт?»
Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов:
красного, зеленого, белого цвета (сравнение по цвету,
круглых, квадратных, прямоугольных (по форме,
зимние, летние, весенние (по времени года).
«Так бывает или нет?»
Цель: развивать умение замечать непоследовательность в суждениях.
Дети в рассказе воспитателя должны заметить то, чего на самом деле не бывает. Примерные рассказы:
«Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны и печенье. Дети ели их и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Поезд»
Цель: упражнять группировке предметов по разным признакам.
Детям предлагается называть по очереди слова, но так, чтобы эти слова были связаны друг с другом одним общим признаком, как вагончики в поезде. Например, ложка – тарелка (это посуда) – ваза (обе сделаны из фарфора) – лейка (т. к. и в ту и в другую можно наливать воду) – лопата (обе из металла) и т. д.
«Тайны двойного»
Цель: знакомство с антонимами, развитие сосредоточенности, сообразительности.
Называется 2 слова – антонима: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?» Дети называют: одежда, трава, земля, листья.
Что бывает холодным и горячим (чай, вода).
Что бывает черным и белым (снег весной, далматинец, пингвин, шахматная доска).
«Задом наперед»
Цель: развивать понимание отношений последовательности.
Ведущий называет 2 слова (например, яйцо и птица).
«Я расскажу вам историю по этим словам. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенец. А когда он вырос, то превратился в красивую птицу».
А теперь я назову эти слова наоборот (птица и яйцо, а вам надо придумать другую историю». (например, «Птица на дереве свила гнездо, а потом снесла яйцо»).
Можно предложить слова: лист бумаги – рисунок, кубики – домик, цветок – ягода, лёд – вода, пчела – мёд. А можно придумать свои пары слов.
Такие игры очень нравятся детям.
Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:
- Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
- Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
- Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.
Логические задачиДети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:- Это белая?- Нет, желтая .- А почему она черная ?- Потому что спелая . (О смородине). 1. Две девочки сажали деревья, а одна — кусты. Что сажала Тоня, если Света с Ларой и Лара с Тоней сажали разные растения? (Деревья)
Три юные художницы рисовали животных, каждая по одному. Нарисовали 2 котенка и зайчика. Кого нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных? (Зайчика)
Четверо друзей отправились в магазин. Один купил открытку, один — значок и двое мальчиков — марки. Что купил Коля, если Женя с Колей и Коля с Юрой купили разные предметы, а Саша купил значок? (Открытку)
Из четверых друзей двое живут на Цветочной улице, и двое — на Озерной. Где живут Женя и Коля, если Юра с Женей и Саша с Женей живут на разных улицах, а Юра живет на Цветочной? (на Озерной улице )
2 девочки играют в куклы, другие 2 — в мяч. Во что играет Катя, если Лена с Машей и Маша со Светой играют в разные игры, а Маша играет в мяч? (в мяч)
Ира, Наташа, Оля и Настя вышивали разные картинки. Две девочки вышивали цветок, а другие две — домик. Что вышивала Наташа, если Ира с Наташей и Наташа с Олей вышивали разные картинки, а Настя вышивала домик? ( Домик )
Мальчики читали книжки: один — сказку, второй — стихи, двое других — рассказы. Что читал Вова ,если Леша с Вовой и Леша с Ваней читали разные книги, Дима читал стихи, а Ваня с Димой тоже читали разные книги? ( Рассказ )
2 девочки играли на пианино, 1 — на скрипке, 1 — на гитаре.На чем играла Маша, если Юля играла на гитаре, Маша с Аней и Марина с Машей играли на раразных инструментах? Аня с Юлей и Марина с Юлей тоже играли на разных инструментах. ( На скрипке )
2 девочки плывут быстро, 2 — медленно. Как плывет Таня, если Ира с Катей и Ира с Таней плывут с разной скоростью, Света плывет медленно, а Катя со Светой тоже плывут с разной скоростью? (Быстро)
2 мальчика сажали морковь, 2 — картошку. Что сажал Семен, если Вова сажал картошку, Вася с Сашей и Саша с Вовой сажали разные овощи, и Вася с Семеном — разные? ( Морковь )
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ на уроках русского языка и литературы
I. Словарно-логические упражнения
1. Назвать предметы одним обобщающим словом:
а) калина, лещина, ... - это
б) помидор, огурец, капуста, ... - это
в) ель, ива, ... - это
г) курица, гусь, индюк, ... - это
2. Подобрать видовые названия к родовым:
Детские журналы - это ...
Женские имена - это ...
Киногерои - это ...
Одежда - это ...
Цветы - это ...
3. Вставь буквы и удали лишний предмет:
М.. Г.. С Г.. С .. и Д.. В .. ый
С.. И .. Кн .. г.. В.. Л .. к.. И
Л.. Д Ж.. Рн .. л К.. Г.. Тк .. и
К.. В .. н К.. Ша В.. Да
4. Обобщить через противопоставление:
а) дуб - дерево, а смородина - ...
б) платье - одежда, а ботинки - ...
5. Распределить ряд видовых названий между двумя родовыми:
Ласточки, скворцы, воробьи, синицы, снегири, щеглы, дятлы.
(Определить перелетных птиц и тех, которые остаются зимовать)
6. Определить предмет по его признакам (цвет, форма, размер ...):
а) легкая, мягкая, белая - ...
б) стройная, высокая, белокорая - ...
в) пушистая, рыжая, работящая - ...
7. Определить предмет по его действиям:
а) летает, падает, покрывает, блестит, скрипит - ...
б) светит, греет, улыбается, согревает - ...
8. Дать определение предмета:
Мак - ...
Волк - ...
Лебедь - ...
9. Отгадывание загадок на основании описания отдельных признаков. Предлагаются дополнительные задания.
Задачи. К отгадке подобрать прилагательные из предложенных слов.
Загадка. Была ребенком - не знала пеленок. А стала старой - сто пеленок мало.
Даны прилагательные: большая, зеленая, колючая, большеголовый, квадратная, сочная, круглая, зеленая, веселая, нежная, хрупкая.
Задание 2. К отгадке подобрать побольше прилагательных.
Загадка. Была зеленая я, маленькая. А потом стала красненькая. На солнце почернела я - значит, что созрела я.
Задание 3. К слову- отгадке подобрать слова-синонимы (антонимы).
Загадка. Черное сукно лезет в окно.
Антоним - день.
Загадка. Когда не ждут зовут, когда приду - убегают?
Синоним - ливень.
10. «Группировка слов»
Задачи. Составить возможные группы слов со слов, записанных на доске (усложненный вариант этой задачи - составить возможные группы по указанной странице книги для чтения).
Карась береза портфель
Тополь щука карандаш
Акула пенал опенок
Масленок кит Подберезовик
Мухомор бледная поганка альбом
(Ответы возможных групп)
Карась, щука, акула, кит - живут в воде.
Щука, акула - рыбы хищники.
Маслюк, подберезовики, опенок - съедобные грибы.
Мухомор, бледная поганка - съедобные грибы.
Пенал, карандаш, альбом - школьные принадлежности.
11. «Словотворцы»
От данных слов образовать как можно больше однокоренных.
Соль, лето, день, дорога.
12. «Волшебные превращения»
Подобрать к данному слову больше новых слов, заменяя лишь одну букву. Когда это невозможно, заменяем 2 буквы.
Нора - нога - ноша - наша - Маша - мышь - муха - мука - рука - река - Ника - Нила - Нина.
13. На формирование навыков мгновенной, или быстрой реакции в подборе слов.
Мгновенная реакция - назвать слово, противоположное к предложенному за 1 секунду.
Скорость реакции - за регламентное время (3 мин.) Подобрать слова, что называют противоположное действие (признак).
А)
Подплывать –
Погасить –
Петь –
Опускать –
Веселый -
Стоять –
Широкий -
Сломать –
Злой -
Принести –
Темный -
Дружный -
Толстый -
Белый -
Сухой -
Целесообразно подобранные задачи, упражнения, тренинги и задания, направленные на развитие познавательных процессов будут способствовать как повышению качества знаний и умений, так и более интенсивному интеллектуальному развитию детей, интересу к предметам и к пониманию в целом. Для успешной учебной деятельности ребёнку необходимы высокий уровень интеллектуальных способностей не только для учёбы в школе. Интеллектуальные способности - это тот багаж, с которым ребёнок выйдет во взрослую жизнь, с помощью которого выберет и освоит профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.
Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
«Игра – основное направление коррекционной логопедической работы»
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Что – это значит, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру. Зде...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы
Консультация для педагогов...
Проект " Дидактическая игра- как средство повышения эффективности развития речи в коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ"
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочн...
Игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной це...