"Не скучаю! Ч и Щ я повторяю!" конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представляю вашему вниманию конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности по теме: "Звуки [Ч] – [Щ]".
Коррекционно-образовательные цели: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ] [Щ], соотнести звуки с буквами, познакомить с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, связную речь, умение сравнивать, выразительность речи, уточнение словаря по теме «профессии».
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.
Оборудование: ТСО, презентация, картинки на звуки по теме, «вставь букву Ч или Щ», касса букв, листы с заданиями, карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_skuchayu_ch_i_shch_ya_povtoryayu.docx | 783.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Звуки [Ч] – [Щ].
Коррекционно-образовательные цели: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ] [Щ], соотнести звуки с буквами, познакомить с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, связную речь, умение сравнивать, выразительность речи, уточнение словаря по теме «профессии».
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества,
взаимодействия, самостоятельности.
Оборудование: ТСО, презентация, картинки на звуки по теме, «вставь букву Ч или Щ», касса букв, листы с заданиями, карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сказка «Маленький паровозик и Цветок».
Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч----»! и получилась красивая шуршащая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».
Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.
- Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.
- Да, я. – ответил Паровозик.
- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.
- А я, если захочу могу петь песенку твоего друга.
- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.
- Характеристика звуков.
- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? (Ч и Щ)
- Скажите, что вы знаете о звуке Ч? (Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий).
- Дайте характеристику звука Щ. (Он согласный, глухой, всегда мягкий).
- Что общего в этих звуках? (Они согласные, глухие, всегда мягкие).
- Чем отличаются? (Отличаются артикуляцией – губы при произношении звука Ч – округлены и вытянуты вперед, а при Щ – немножко улыбаются. А еще при Щ – язычок в виде чашечки и плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и небом, а при Ч – кончик языка соприкасается с верхними зубками, а затем между ними образуется щель, в которую выходит резкая, короткая струя воздуха.)
- А какими буквами обозначаются эти звуки? Найдите эти буквы среди других и обведите.
3. Речевая зарядка.
- Приготовьтесь к речевой зарядке, не забывайте передать мою интонацию.
Ча-ща-ча, чу-чу-щу, щи-щи-чи.
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща?
Чу-чу-чу – я гулять хочу!
Щи-щи-щи – мы ели щи?
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи,
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.
4.Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. (Д/и «Чебурашка и щенок»)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Чебурашка и щенок».
У меня в коробке картинки, в названии которых встречаются звуки Ч или Щ. Чебурашка будет собирать слова со звуком Ч, щенок – со звуком Щ. Вам надо назвать слово, ваша задача не только узнать звук, но и определить место звука в слове. (Ящик, черепаха, щит, мяч и т.д.)
5. Динамическая пауза.
- А теперь немного отдохнем.
Вы теперь не ребятишки,
Не девчонки и мальчишки,
А веселые мячи!
Так что прыгай и скачи!
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Мячик прыгал и скакал,
На иголку набежал…
Он все ниже опускается,
Воздух тихо выдувается.
- А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика.
6.«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».
- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.
С тех пор ЧА - ЩА пишутся только с А.
ЧУ - ЩУ пишутся с буквой У.
- Придумайте слова с этими слогами. (Часики, часто, чудо, чаща, щука, ищу, роща, чудеса, гуща, пища). Напишите в листе с заданием ЧА ЩА ЧУ ЩУ.
7. «Сложи слова».
СЫ ЧА, КА ЩУ.
8.Звуковой анализ слов. Написание слов в листе с заданием.
МЯЧ, ДАЧА, РОЩА.
9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. (Д/и «Кто это?»)
Работает на экскаваторе - экскаваторщик.
Работает на подъемном кране –
Дрессирует животных –
Чистит обувь –
Работает на почте –
Играет на скрипке –
Играет на барабане –
Работает в магазине –
Ухаживает за птицей – .
10. Итог.
Если вам понравилось наше занятие поднимите большой палец вверх, если нет – опустите его. Что запомнилось? …
Молодцы! За активную работу вы получаете ручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]
Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]...
Логопедическая непосредственная образовательная деятельность "Фрукты, овощи, ягоды"
Логопедическая непосредственная образовательная деятельность по теме "Фрукты, овощи, ягоды" с детьми старшей группы с ОНР...
Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.
Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "перелётные и зимующие птицы"...
Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.
Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "Транспорт".Лексическая тема: "Овощи"....
Конспект интегрированной логопедической непосредственно -образовательной деятельности "Прогулка в зимний лес"
Цели:1. Расширить словарный запас по заданной теме.2. Создавать лексико-грамматические основы для коммуникативного общения.3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.4. Формирование навыка св...
Конспект подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Прогулка в горы. Звук "Р"»
Коррекционно-образовательные задачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;- упражнять в правильном произношение звука «р» изолированно, в слогах, словах и фразе;- упражнять в с...
Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.
Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...