Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Полякова Ольга Александровна

Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Лексическая тема: "Транспорт".

Лексическая тема: "Овощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Транспорт"22.83 КБ
Файл Тема "Овощи"21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Используемые образовательные технологии:

  • Презентация;
  • Приёмы ТРИЗ.

Лексическая тема:

«Транспорт »

Логопедические цели:

а) неречевые:

-развитие зрительного внимания и слухового восприятия;

-развивать общую и мелкую моторику;

б) речевые:

- расширение и закрепление представлений о транспорте;

-активизация словаря по теме «Транспорт»;

-формирование навыка фонематического  анализа и синтеза;

- развитие зрительно-пространственных представлений,

-развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных);

-развитие координации речи с движением,

-развитие связной речи.

 Педагогические цели:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,;

- развивать умение слушать логопеда и друг друга;

-воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Оснащение: Наборное полотно, сюжетные картины с изображением видов транспорта (воздушный, наземный, подземный, водный), предметные картинки с видами транспорта, картина « В какую сторону едут машины».

Методика проведения НОД:

  1. Вводная часть.

Игра «Найди место».

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, на « липучках».

Лог.: Выберите по одной карточке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт? (слайд 2)  

1-й реб.: Самолёт летит высоко в небе.

2-й реб.: Корабль плывёт по морю.

3-й реб.: Поезд  несётся по рельсам.

4-й реб.: Легковая машина едет по шоссе.

Лог.: Хорошо. Вы правильно поместили картинки и составили красивые предложения. А теперь я добавлю ещё несколько картинок. Что это?

Логопед прикрепляет картинки на игровом поле, дети называют их.

Д.: Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, автобус.

Лог.: Обратите внимание, какой это разный транспорт. Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Другие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Найдите и перечислите пассажирский транспорт.

Д.: Самолёт, корабль, поезд, автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая машина.

Лог.: Теперь перечислите грузовой транспорт.

Д.: Грузовик, самосвал, фургон.

Лог.: Правильно.  Кроме того, грузовыми могут быть и поезд, и самолёт, и корабль.

  1. Осн. часть Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.

    Упражнение « Что лишнее?»

Лог.: Я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какое  из   них лишнее.  

Лог.: Самолёт, вертолёт, поезд, космический корабль. (слайд 4) Что лишнее? Объясни свой ответ.

Д.: Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолёт, вертолёт и космический корабль летают.

Лог.: Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? (слайд 4)

Д.: Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка катер и теплоход плавают по реке и по морю.

Лог.: Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее? (слайд 5)

Д.: Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус - пассажирский.

Лог.: Верно. Вы дали очень хорошие объяснения.

  1. Игра «В какую сторону едут машины?» Развитие зрительно – пространственной ориентировки.

На наборном полотне перед детьми находится картина. На ней нарисованы разные машины, которые едут в разные стороны. Дети нужно определить, в какую сторону едут машины и составить правильно предложения.(слайд 6)

Грузовик с брёвнами едет в правую сторону, а такси – в левую.

Скорая помощь едет в правую сторону, а подъёмник – в левую сторону.

Легковая машина едет в правую сторону, а фургон – в левую сторону.

Машина с досками едет в правую сторону, а грузовик – в левую сторону.

  1.  Двигательная пауза. Развитие координации речи с движением.

На улице нашей                         Дети двигаются из одного конца

Машины, машины.                    группы в другой, держа в руках

Манины малютки,                      воображаемый руль.

Машины большие.

Спешат грузовые,                      Делают разворот, двигаются в

Фырчат легковые.                      противоположную сторону.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход.          Когда все « машины проехали», один  

Я – примерный пешеход:            из детей – пешеход - переходит

Торопиться не люблю,                 улицу и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

  1.  Словообразование. Многозначные слова.

У детей на столе лежат по две картинки. Одна из двух – часть – какого – либо транспорта. Другая – часть тела человека, животного, птицы.(слайды 7, 8, 9)

Лог.: Объясните разницу в значении этих слов. Необходимо правильно составить предложение и назвать картинки.

1-й реб.: На картинках нарисованы: хвост самолёта и хвост лисы или лисий хвост.

2-й реб.: На картинках нарисованы: хвост корабля и нос человека или человеческий нос.

3-й реб.: У меня на картинке нарисовано крыло самолёта и крыло птицы или птичье крыло.

Лог.: Молодцы!

  1.  Упражнение «Подбери по цвету» Развитие зрительного внимания и связной речи.

На столе лежат кляксы разного цвета и картинки с транспортом, тоже разного цвета.

Лог.: Дети, посмотрите внимательно на картинки и возьмите кляксу такого цвета, какого цвета у вас транспорт. (слайд 16, 17)

Лог.: Маша, какую кляксу ты взяла?

1-й реб.: У меня красная машина, я взяла красную кляксу. И т.д.

Лог.: Молодцы! Вы справились с заданием.

  1. Игра «Собери слово»

Логопед предлагает детям рассмотреть буквы и назвать их. Затем он задаёт задание на нахождение буквы в пространстве. (справа-слева)

Лог.: Назовите букву, которая находится справа то буквы М (слева от С). Затем логопед называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.

Например:

5, 8, 1, 4, 2, 8 машина (слайд 18)

9, 3, 10, 6, 8 – лодка (слайд 19) 

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то логопед пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.

Ш

Н

О

И

М

К

С

А

Л

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.  Заключение.

Лог.: Молодцы! Вы так много знаете о транспорте,  справились со сложными заданиями. Вы меня очень порадовали. И я приготовила для вас рисунки, только все их части перемешались. Будьте внимательны, там есть и лишние кусочки. Давайте соберем  и назовём, что у вас получилось. (Приём триз «дробление-объединение») Назовите, к какому виду транспорта они относятся? Д.: У меня получился самолёт,  поезд,  лодка, машина…(Воздушный, наземный, водный…)

 Лог.:  Замечательно. Я рада, что у вас всё получилось, а эти рисунки вы можете взять домой и раскрасить.  



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по логопедической ритмике  в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии

Лексическая тема:

«Овощи »

Логопедические цели:

а) неречевые:

-развитие динамической координации движений;

-разучивание элементов танца;

-развитие музыкального творчества;

-усвоение темпа и ритма музыки;

-развитие зрительного  и слухового внимания;

-развивать общую и мелкую моторику;

-воспитание умения расслаблять мышцы тела.

б) речевые:

- расширение и закрепление представлений об овощах;

-активизация словаря по теме «Овощи»;

-формирование навыка фонематического  анализа и синтеза;

- развитие зрительно-пространственных представлений,

-развитие грамматического строя речи;

-развитие координации речи с движением,

-развитие связной речи.

 Педагогические цели:

- развитие игровой деятельности;

- развивать умение слушать логопеда и друг друга;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оснащение: маски-овощи; коврики, обручи, аудиозаписи.

Методика проведения НОД:

  1. Вводная часть.

Логопед одевает на головы маски-овощи. Звучит тихая, спокойная музыка.  

Лог.:  Сегодня мы с вами пойдём на прогулку в огород. (Дети идут под музыку парами)

Развитие общей координации движений и речи с музыкальным ритмом.

Лог.: Спинка прямая, идём в такт с музыкой. Построились в колонну друг за другом, руки на пояс, пяточку приставляем к носочку. Снова перестраиваемся, идём парами, друг за другом. Перестроились в колонну и остановились. Повернулись лицом в круг.

Развитие речевого дыхания.

Лог.: Посмотрите, как много овощей растёт на огороде. Скажите,  какие здесь выросли овощи?  

 Д.: Выросла зелёная капуста. Растут красные помидоры…..

 Лог.: Верно. Скажем вместе: «Ах, как много овощей на грядках!»

Д.: Повторяют с логопедом. 

Лог.: Все овощи сидят и на солнышко глядят. (Для каждого овоща звучит музыка, дети выходят на середину круга и танцуют под музыку выполняя движения.)

2.  Осн. часть

Развитие драмматических способностей. Игра-драмматизация.

Лог.: 1) Вот протопал очень важно,

            Посмотрел на всех отважно.

            Очень красный, сочный, сладкий,

            Дождём вымытый на грядке – ПОМИДОР.

  1.     А зелёная капуста,

    Растопырив листья густо,

    Прошуршала, прошумела

    И на место тихо села.

  1. Вышла важная картошка,

Поплясав одна немножко,

Повертелась, покружилась,

И на место воротилась.

  1. А за ней, сердитый лук,

За картошкой прошагал,

И на грядку снова встал.

Воспитание умения расслаблять мышцы. Развитие подражательных способностей.

Лог.: Солнышко светит ярко, а дождика всё нет и нет, овощи завяли. (Дети повторяют за логопедом движения). Сначала стали вянуть головки, листики, стебельки и затем всё растение. (Дети наклоняют голову, руки в стороны, а затем присели и обхватили руками колени.)

Развитие речевого дыхания.

Лог.: Но вот подул ветерок- дети показывают дыхательные упражнения: ш-ш-ш-ш. И пошёл дождик. Все овощи начали оживать. (Звучит музыка)

Развитие слухового внимания.

Лог.: А сейчас, мы с вами поиграем в игру: «Соберём капусту». Встанем в круг. Возьмём мячик- это у нас капуста. Сейчас зазвучит музыка, мы передадим мячик тогда, когда услышим в музыке сильный акцент. (логопед на своём примере показывает детям).

Развитие слухового внимания и зрительного внимания. Игра: «Грядка овощей».

Лог.: Мы с вами превратимся в овощи и будем жить каждый на своей грядке.(В обруче) Дети делятся на три группы и каждая группа стоит вокруг обруча. В обручах лежат овощи: грядка-огурцов, грядка-моркови, грядка-помидор. Затем звучит музыка, дети-овощи гуляют по залу под музыку. А логопед меняет овощи в обручах. Когда пойдет дождь, все овощи прячутся на свою грядку.(3 раза)

Развитие мелкой моторики.

Лог.: Мамы и бабушки попросили нас испечь пирожки с капустой ( пальцы соединяют друг с другом), кренделя с тыквой (большой и указательный палец соединяют в кольцо) Выполняют под музыку.

Развитие атрибутивного словаря.

Лог.: Ах, какие замечательные пироги мы напекли. С чем мы пекли пироги?

Д.: С капустой.

Лог.: А капуста, какая?

Д.: Сладкая, зелёная, твёрдая, тяжёлая…

Развитие слухового внимания. Усвоение темпа и ритма музыки.

Лог.: Молодцы. Сядем на ковёр и послушаем песню: «Урожайная», муз. Филиппенко, сл. Т.Волина. Понравилась ли вам песня? Какая она по характеру? Урожай, каких овощей собрали ребята в песне?

  Д.: Лук, горох, огурцы…..

Развитие фонематического слуха.

Лог.: Я буду называть овощи, которые собрали ребята в песне «Урожайная», а если вы услышите звук [A], хлопните в ладоши над головой. Огурец, помидор, лук, тыква, горох, редька.

Развитие музыкального творчетва.

Лог.: Урожай весь собран, последние листочки опадают с деревьев. Под музыку покажите, как листья медленно падают на землю и покрывают её мягким, разноцветным ковром. (Под музыку)

Элементы релаксации. Воспитание умения расслаблять мышцы тела.

 (Дети расстилают коврики и ложатся на спинку. Свет гаснет.

Лог.: Мы устали, увидели в лесу сторожку и легли отдохнуть. Мы лежим в мягких, тёплых постелях, а на улице дует холодный ветер, а ребята лежат в мягких, тёплых постелях. Вы дышите легко, спокойно.(логопед поглаживает каждого реб.от головы, туловище, руки, ноги) Ваши руки отдыхают, ваши ноги отдыхают, вы дышите легко, ровно, глубоко. Но, вот подул лёгкий, прохладный ветерок, подул на ножки, ручки и лицо. Подняли ручки вверх, открыли глаза. Посмотрели на пальчики, сели и потянулись.

3.  Заключение.

Лог.: Друг за другом, тихо и спокойно, идём по залу. (Звучит тихая и спокойная музыка.) Остановились. Повернитесь лицом в круг. Куда мы сегодня ходили? Что мы там рассматривали? Какие овощи росли на грядке?  (Ответы детей). Молодцы! Вы сегодня замечательно занимались. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи  "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме  "Овощи"...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки» (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлен...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности, старшая группа. Тема: «Семья»

Тема НОД: СемьяВозраст: старший дошкольный возраст.Цель: развитие первичных  представлении о семье.Задачи: ·        воспитывать любовь и уважение к родителям, ж...