Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Лысенко Людмила Владимировна

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста

Средняя группа,  4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 «Солнышко» с. Новый Егорлык Сальского района

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста

                                                      Составил: воспитатель Лысенко Людмила Владимировна

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста

Средняя группа,  4-5 лет.

Тема: «Звуковая культура речи:  звуки з - зь»  Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» средняя группа.

Цель: Уметь произносить звук з твердо и мягко и различать слова со звуками з, зь.

Программные задачи:

  1. Закреплять правильное произношение звуков з и зь. Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на звук з, зь. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
  2. Развивать фонематический слух, речь, память.
  3. Воспитывать доброжелательность.

Образовательные области: Социально - коммуникативное развитие,  речевое развитие.

Оснащение занятия:

Зрительный ряд: изображение большого комара и маленького, изображение насекомых.

 Литературный ряд: стихотворение  А. Прокофьева «На зеленой на лужайке».

Предварительная работа: Работа над артикуляционным аппаратом по произношению звуков з и с.На предыдущем занятии работали над постановкой звука з и с и учились их определять на слух (как часть занятия).

Организованная образовательная деятельность:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы руководства, коррекционно – развивающая работа

Мотивационно - проблемный

Здравствуйте, ребята!   Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение. Сегодня по дороге в детский сад я обнаружила вот эту коробочку. Давайте посмотрим, что внутри этой коробочки.

Приветствуют воспитателя.

Улыбаются гостям.

Смотрят что находится в коробочке.

Свободно стоят возле воспитателя.

Словесный метод

Сюрпризный момент

Деятельностный

(Воспитатель достает из коробки картинки с изображением насекомых: мухи, жука, бабочки, комара).

- Назовите, кто изображен на этих картинках.

- Как одним словом можно их назвать?

- А что делают зимой все насекомые? Правильно, спят. Ой, что это? Кажется ,одно из этих насекомых проснулось. Сейчас уже наступила весна и насекомые просыпаются. Появляется Комар со своей песенкой: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

 - Познакомьтесь, дети, это Комар Комарович. Слышите, какую звонкую песенку он поет: ЗЗЗЗЗЗЗ. А чтобы петь ее правильно  нужно наш язычок потренировать.

- У каждого из нас  есть замечательный домик, в котором живет веселый язычок. Он помогает произносить разные звуки.

-Ну- ка  язычок, покажись.

Послушайте историю про наш веселый язычок.

Однажды язычок проснулся, убрался в домике, подмел пол. Вот так (воспитатель

показывает как двигается язык  влево, вправо, под нижними зубами. Затем он решил прогуляться. Он выглянул из

домика и хотел уже отправиться гулять, но вспомнил  что  поблизости может  оказаться  злой волк  или   хитрая лиса.  Тогда  он сразу  же  решил спрятаться  назад в домик. Быстро-быстро. Вот так. Давайте вместе  покажем,  как он выглянул из дома и как быстро спрятался (повтор  три-четыре  раза).

А что бы песенка комара получилась правильной, рот держим в улыбке, язык прижимаем к нижним зубам.

 Споем песенку комара З-з-з-з-з.

-Давайте вспомним с вами свистящую песенку воды, вытекающую из крана.

-Сейчас слушайте особенно внимательно я вам произнесу звуки с-с-с, з-з-з

- Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. Проверим? звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з слышится слева, справа, сзади над головой. Большие комарики поют з-з-з, а маленькие зь –зь-зь.

Давайте превратимся в комариков, вы большие комары, а вы маленькие. Поем свои песенки. Молодцы!

А сейчас Комар Комарович приглашает вас в комариную школу.

-В музыкальной комариной школе малыши –комары их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они …комарята. Вы- ребятишки, а они комаришки. Они исполняют сложные песенки. Например: за- за – за, зя.зя, зя – потерял я ферзя.

- Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура. Значит. Это шахматист потерял ферзя.

Зя –зя –зя, за –за –за – прилетела стрекоза.

Зю- зю-зю, зу –зу –зу не дразните козу.

Почему не стоит дразнить рогатое животное?

А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения. Слушайте внимательно и найдите слова, в которых слышна песня большого или маленького комара.

На зеленой на лужайке

Заиграли балалайки,

загудела дудочка,

дудочка – погудочка.

Произнесите слова со звуками з,зь. В этом стихотворении три слова начинаются с этого звука.

- А сейчас мы поупражняемся: я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Итак, слушаем слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря. Молодцы никто не ошибся.

- А сейчас я раздам две корзинки одна большая, другая маленькая. В большую корзинку ваша команд складывает картинки в которых слышна песня большого комара. А в маленькую, где слышим песенку маленьких комариков. Кто быстрее и правильно соберет картинки в корзину. А наши гости будут судьями. Победила эта команда вручаем вам звезду победителя.

Дети рассматривают картинки.

 муха, жук, бабочка, комар.

Насекомые.

Спят.

Дети показывают язычок.

Дети выполняют задание сначала все вместе, а затем индивидуально.

Дети произносят звук с-с-с.

Слушают воспитателя.

Мы услышали песенку воды и песенку комара.

Дети произносят звуки  з, а затем звук  зь.

 

Повторяют чистоговорку.

Потому что она может рогами забодать.

 Слушают стихотворение и находят слова, которые начинаются на звук з или зь.

 Слушают воспитателя и выполняют хлопок если в этом слове есть эти звуки.

Играют в игру.

Подходят к столу и рассматривают картинки.

Садятся за столы.

Подходят к столу .

Словесный метод

Наглядный

Беседа

Практический метод

Показ воспитателя

Рассказ

Практический метод

Пояснение

Практический

Словесный

Повторение

Объяснение

Чтение стихотворения

Игровой

Игровой

Введение элементов соревнования.

Пояснение.

Поощрение.

Рефлексивный

Молодцы, ребята. Вы все сегодня были активными.

 -  Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

Какую песенку поет большой комар? А какую маленький? Давайте попрощаемся с Комаром – комаровичем, скажем ему до свидания.

Занятие окончено. Спасибо всем за внимание.

 Дети слушают воспитателя.

Произносят звуки которые они сегодня учились произносить.

 Свободно располагаются.

Педагогическая оценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Использование «живых картинок» для развития речи детей раннего возраста

В данной презентации представлено пособие, которое может стать незаменимым в развитии речи детей раннего возраста, т.к. способно активизировать речь малышей, пополнить из словарный запас и поможет пор...

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...

Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"...