Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для воспитанников с ТНР «Дикие животные нашего леса»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный конспект занятия предназначен для учителей-логопедов старшей группы, но могут применять и воспитатели логогрупп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического фронтального занятия | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия «Дикие животные нашего леса»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- учить различать глаголы единственного и множественного числа;
- упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;
- Расширять словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: пособие «Кто спрятался?», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «лось», «белка»; картинки с изображениями зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат; разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания.
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент
- Упражнение «Кто спрятался за деревом»
На доске пособие «Кто спрятался?»
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто спрятался за деревом? (За деревом спрятался …)
2. Знакомство с темой занятия
Логопед: Я приглашаю вас в путешествие в лес в гости к разным диким животным.
II. Основная часть
- Отгадывание загадок
Логопед: Вот лес. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте. Тогда узнаете, кто живет в лесу. (картинки животных)
1) Белый, ушастый, по лесу шастал, Путал следы от рыжей беды. (Заяц) 2) Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это…(Белочка) 3) Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.(Еж) | 4) Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Летом по лесу гуляет, В рот малину собирает. Любит рыбу, муравьев, Отгадайте, кто таков? (Медведь) 5) Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её? (Лиса) |
2. Объяснение нового материала
- Д/и«Составь картинку из частей»
Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.
- Д/у «Назови семейку»
Волк, волчица, волчонок - это волчья семья.
Заяц, зайчиха, зайчонок - это заячья семья.
Медведь, медведица, медвежонок - это медвежья семья.
Лис, лиса, лисенок-лисья семья.
Белка, бельчонок- беличья семья.
Ёж, ежиха, ежонок - это ежиная семья.
Лось, лосиха, лосёнок - это лосиная семья.
Барсук, барсучиха, барсучонок - это барсучья семья.
- Д/у «Следы зверей»
Логопед:Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)
Логопед: Как сказать по-другому?(Следы зайца – заячьи следы,следы лося – лосиные следы,следы белки – беличьи следы, следы волка – волчьи следы)
- Д/и «Найди свой домик»
На столе лежат у нескольких детей предметные картинки.
Логопед: Это нора. Кто живет в норе? (Я лиса. Я живу в норе).
Логопед: Кто живет в логове? В берлоге? В дупле?
Игра повторяется с другими детьми.
3. Физминутка «Заячья зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (присесть, подпрыгнуть)
А лисята, как проснутся, (потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях перед собой; ноги на ширине плеч; переступая с ноги на ногу, раскачивать туловище в стороны)
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала! (шагать на месте)
4.Составление описательных рассказов о диких животных
Логопед: Давайте расскажем о наших диких животных. Нам поможет план-схема.
План рассказа
- Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
- Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
- Чем питается (на кого охотится)?
- Как зовут детеныша?
Пример описательного рассказа.
Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета. У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий. Дома нет, спит под деревом. Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев. Детеныш лося – лосенок.
Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.
Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.
Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.Зимой у медведицы появляются медвежата.
Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.
Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.
III. Итог.
Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.
Логопед: Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?
Логопед: Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР: «Дикие животные наших лесов»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи ...
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи
Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Домашние животные и их детеныши"....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Животные Жарких стран»
Конспектфронтального логопедического занятияв старшей группепо теме «Животные Жарких стран»...