Открытая ООД по обучению грамоте в подготовительной группе « Дифференциация звуков С-З».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Открытая ООД по обучению грамоте в подготовительной группе  « Дифференциация звуков С-З».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая ООД по обучению грамоте в подготовительной группе

 « Дифференциация звуков С-З».

Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [с] - [з].

Задачи:

- развивать фонематический слух, внимание, память;

- упражнять в характеристике согласных звуков;

- упражнять в определении позиции звуков в словах;

- закрепить навык выкладывания схем слов типа – «заносы»;

- упражнять в делении слов на слоги;

- умению слышать и слушать друг друга.

Оборудование: картинки со звуками [с], [з], индивидуальные карточки с изображением «колокольчика» и «наушников», звуковые пеналы на каждого ребёнка; цифры – 1,2,3 для определения слогов в слове, картинки с вольерами, картинка с фантастическим животным, билеты в зоопарк.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед:- Ребята, вы слышали новость? К нам в город приехал зоопарк. Хотите посетить его?

- Я предлагаю купить билеты прямо сейчас через интернет (логопед берет телефон и делает вид, что заказывает билеты).

- Ребята, здесь написано, что продажа билетов невозможна. Злая колдунья - одних животных заколдовала, а других выпустила из клеток. Люди, помогите найти животных и вернуть их в зоопарк. Помогите расколдовать животных.

- Ребята, как жаль животных, они же погибнут, они не привыкли жить в городе.

- Давайте попробуем им помочь. Я предлагаю сначала выяснить, какие животные потерялись?

-  Отгадаем загадки.

1. Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако.

И теперь он не щенок,

Взрослая… (собака)

2. Зверь ушастый,

Летом - серый,

А зимою снежно-белый. (заяц)

На доске располагаются картинки собаки и зайца.

- Определите первый звук в этих словах. Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем различать? (сегодня на занятии мы будем различать звуки С-З).

Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

(Дети сидят за столами перед индивидуальными зеркалами)

Логопед: - Ребята, давайте дадим характеристику звуку [с]. Какой он? ( губы в улыбке, зубы вместе, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята;

- Расскажите, что вы знаете про звук [С] (дети дают характеристику звука: звук [С]- согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом).

Расскажите, что вы знаете про звук [З] (дети дают характеристику звука: звук [З]-согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом).

-  Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

-  Чем различаются? (звук [с]- глухой согласный звук, а звук [з]- звонкий согласный звук).

Игра «Будь внимателен» (у детей на столах индивидуальные карточки с изображением колокольчика и наушников).

Логопед: - Я буду произносить сначала слоги, а затем слова. Перед вами лежат карточки – с колокольчиком и с наушниками. Если я произнесу слово со звуком [с] – какую карточку вы поднимите? -  а со звуком [з]? (если мы услышим карточку со звуком [С] – поднимем карточку с наушниками, если со звуком [З] – карточку с колокольчиком).

Слоги: со, за, зо, со, су, зы, зу, зна, сны, зну…

Слова: сон, маска, роза, колесо, фазан, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, незабудки, забор, здоровье, автобус.

Игра «Наоборот».

СА-ЗА; со-..; су- ; сы-  ; сэ-  ; Зоя- (соя); зуб-  ; коза-  ; Лиза-  ; Зайка-  ; Захар-  ; роза-  ; козы-  ;

Игра «Запомни-повтори»:

са-са-за; са-за-за; СА-за-са; за-за-са; за-са-са; за-са-за; сна-сна-зна; сна-зна-сна; зна-сна-сна;

Игра «В слове слог договори и слово снова повтори»

Логопед: - Я буду произносить начала слова. а вы добавьте к моему слову слог « сы» или «зы», затем повторите все слово целиком..

Бу ….. (сы)          Зано .. (зы)

Та ….. (зы)          Ко …. (сы)

Ко …. (сы)           Ко …. (зы)

Поло … (сы)        Гро … (зы)

Логопед: - Ребята, давайте дальше разбираться, какие животные потерялись?

- Злая колдунья открыла клетки и выпустила животных, давайте поможем животным вернуться обратно.

 На доску логопед располагает картинки с изображением открытых вольеров. В углу одной картинки изображен колокольчик, в углу другой – наушники.

 На столе лежат картинки с изображением животных. Логопед предлагает детям заселить животных в вольеры. Логопед предлагает детям многоступенчатую инструкцию: - определить, какой звук слышится в названии животного – [С] или [З]; - где в слове находится данный звук ( в начале, в середине, в конце); -  поселить животного в нужный вольер.

Логопед: -  Как вы узнаете, в какой вольер поселить животное?(ответы детей).

Образец ответа: В слове «Носорог», я слышу звук [С] в середине слова. Носорога я помещу в клетку с наушниками.

Задание: выложить звуковую схему к слову – «заносы» (дети работают за столами, один ребёнок выполняет задание у доски).

Логопед уточняет значение слова – «заносы».

Задание: разделите слова на слоги и подставьте нужную цифру к каждой картинке. – Назовите самое длинное слово, самое короткое слово. Почему вы так решили? (ответы детей?).

Логопед: - Ребята, посмотрите, какое фантастическое животное появилось возле вольеров. Это проделки злой колдуньи. Если мы сможем правильно назвать части тела животных, мы их расколдуем. (На доске прикреплена картинка с изображением фантастического животного).

-Это чья голова? -  (это заячья голова);

- это чьё туловище? – (это слоновье туловище);

- это чей хвост? – (это лисий хвост);

- Посмотрите, колдовские чары исчезли, развеялись. (Логопед показывает целостные изображения расколдованных животных – зайца, слона, лисы)

Итог занятия.

- Ребята, какие задания для вас были интересными? – Какие трудными?

- Какие звуки мы сравнивали и различали?

- Ребята, какие вы молодцы, возвратили всех животных в зоопарк. Я приглашаю вас на экскурсию по зоопарку.

- Пока мы помогали возвратить  животных в вольеры и расколдовать их, Екатерина Ивановна приобрела билеты на посещение зоопарка. Подходите, берите билеты, добро пожаловать в зоопарк.

По окончании занятия, дети проходят в музыкальный зал (в импровизированный зоопарк) и смотрят познавательный видеоролик «Жизнь животных севера и жарких стран».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к звукам"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «В гости к звукам».Цель: Закрепление ранее изученного материала.Задачи:- Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]» Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].Задачи:К...