Педагогический проект по развитию мелкой моторике
проект по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.
ЦЕЛЬ Раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму. Преодоление речевых нарушений у детей с ФФН, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Создать условия для развития мелкой моторики; Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
ЗАДАЧИ В результате достижения заявленной цели решается ряд задач: 1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов. 4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму. 5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук. 6. Укрепление психологической базы ребенка. 7. Расширение и обогащение речевого опыта ребенка. 8. Развитие переключаемости с одного движения на другое. 9. Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики. 10. Развитие сенсорно - перцептивной сферы. 11. Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики. 12. Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания. 13. Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.
Предполагаемый результат: 1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. 2. Развитие мелкой моторики, как способ коррекции речи детей .
Участники проекта
ГИПОТЕЗА Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий. Совершенствование координации пальцев рук. Использование релаксации. Развитие межполушарного взаимодействия посредством биоэнергопластики.
Этапы работы над проектом 1. Изучение: -научно-методической литературы по теме проекта; - понятий, касающихся темы проекта; 2. Подбор диагностического материала; 3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики; 4. Создание предметно-развивающей среды. Работа выстраивалась в трех направлениях: 1. В совместной деятельности педагога и детей; Мероприятия: - использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек, - рисование на песке; - использование биоэнергопластики, - использование нетрадиционных форм (горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока) ; - использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам. - Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Подготовительный этап Способы реализации: Создание творческой группы по разработке проекта. Распределение функций между участниками при реализации данного проекта. Заседание творческой группы по разработке системы мониторинга уровня сформированности мелкой моторики. Разработка специализированных игровых приемов, на которые отводятся специальные этапы (5-7 минут) для проведения коррекционной работы по формированию мелкой моторики. Проведение ряда консультаций для педагогов и родителей по проблеме развития мелкой моторики детей и ее влияния на речевое развитие. Анализ материалов диагностического обследования воспитанников.
ОСНОВНОЙ Способы реализации: Включение в работу консультативного пункта для педагогов, созданного в учреждении. Создание предметно-развивающей среды на логопункте. Создание условий для развития мелкой моторики в различных видах деятельности ребенка. Проведение вечеров-встреч с родителями, направленных на практическое использование разноообразных игр для развития мелкой моторики. Изучение представлений родителей о влиянии развития мелкой моторики на развитие речи. Разработка занятий с использованием логокоррекционных игр по развитию мелкой моторики, графических навыков .
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Способы реализации : Формулирование перечня требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения в коррекционной работе, направленной на развитие мелкой моторики. Определение степени достижений целей реализации проекта. Изучение динамики анализируемых результатов. Создание банка игровых приемов. Проведение консультаций для родителей и педагогов по данному направлению работы. Компьютерная презентация.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Первичная диагностика уровня развития мелкой моторики Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы. Сократились сроки в процессе постановки и автоматизации звука. Практически в полном объеме воспитанники овладели навыками самомассажа кистей рук. Значительно расширился и обогатился словарь. Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий. Сформировались условия для последующего овладения навыком письма. Повысилась мотивация к процессу обучения.
Практическая значимость проекта: У детей: формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность; развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение; у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма; развивается мышечная активность; развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга. Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.
ВЫВОД Уровень развития тонкой моторики и координации движения рук – один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и следовательно, готовности к школьному обучению.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения, М. Гном, 2005. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисоват,. Академия развития, 1998. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить, М., 2005. Диченскова М.А. Страна пальчиковых игр, М., Феникс, 2007. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. С-П, 1997. Синицына Е., Умные пальчики, М., 1998. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит, С-П, 1997. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику, Эксмо, 2005. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, Санкт-Петербург, 1996. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 лет, М., Педагогика 1988. http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами
· Искусство оригами является не только увлекательным искусство...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Формы организации проведения занятийЦель и задачипроектаПояснительная записка Приемы, используемые на занятияхУсловия проведения занятий Содержание занятий ...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики.
Педагогический проект по развитию мелкой моторикив первой младшей группе «Веселые пальчики». ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем бол...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...