Педагогический проект по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
проект по коррекционной педагогике
- Формы организации проведения занятий
- Цель и задачипроекта
- Пояснительная записка
- Приемы, используемые на занятиях
- Условия проведения занятий
- Содержание занятий Ссылка на материал - http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe/485
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Пояснительная записка
Многие ученые отмечают, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует лучшему овладению навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью. Развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.
Но слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и, особенно у детей с церебральным параличом являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, сильно замедляет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Двигательные нарушения при заболевании опорно-двигательного аппарата выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Таким образом, разработка и внедрение педагогического проекта, направленного на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является необходимой задачей.
Цель педагогического проекта: Создать условия для развития мелкой моторики, координации и манипулятивной деятельности кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
- Расширять запас знании и представлений об окружающем мире.
- Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета.
- Развивать произвольное внимание ребенка, способность к концентрации, распределению и переключению внимания.
- Развивать самостоятельность.
- Развивать способности к волевым усилиям, эмоционально-волевой сферы личности.
Формы организации проведения занятий
Занятия предназначены для детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Занятия организуются в сенсорной комнате, во время прогулок, в групповой комнате. Содержание занятий направлено на развитие мелкой моторики и манипулятивной функции кистей и пальцев рук дошкольников.
Программа рассчитана на 24 часа академических, каждое занятие проводится по 10 – 15 минут два раза в неделю, всего 24 занятия.
Приемы, используемые на занятиях
- моторной коррекции (приемы релаксации, паралингвистические, телесно-ориентировочные приемы, приемы пластритмики, самомассаж и пассивный массаж рук);
- сенсомоторные (приемы слухового и зрительного восприятия учебного материала; наглядные, практические приемы)
Условия проведения занятий
- организовывать коррекционно-развивающую среду;
- поводить массаж рук перед началом упражнений для развития мелкой моторики (нагревают каждую фалангу пальцев, затем ладонь и суставы рук).
- следить за позой ребенка во время проведения занятий и упражнений (ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует обращать внимание на положение головы. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения).
Содержание программы построено на принципах:
- единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
- деятельностного подхода в обучении и воспитании. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
- Здоровье сберегающий принцип. Предпочтение личностно-ориентированных педагогических технологий позволяет так организовать процесс обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свободном ему темпе и форме.
- дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход направлен на создание развивающей среды, учитывающей индивидуальные особенности ребенка.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Мои помощники пальчики | 1 |
2. | «Гномики в гостях у ребят» | 2 |
3. | Красивые тарелочки | 1 |
4. | «Шнуровка» | 4 |
5. | Лепка пирамидки (глина, соленое тесто) | 2 |
6. | Рисование «Автобус для зверят» | 1 |
7. | Игры с мозаикой | 2 |
8. | «Пошли пальчики купаться» | 2 |
9. | Рисование « Снег идет в городе» | 1 |
10. | Строители | 2 |
11. | Путешествие на волшебную поляну | 4 |
12. | Умелые ручки | 1 |
13. | Снег в лесу (коллективная работа) | 1 |
Всего | 24 |
Содержание занятий
Занятие 1. «Мои помощники пальчики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию. Знакомить детей с названиями пальчиков и их функциями.
Материал: развивающая панель, содержащая застегивающиеся молний, пуговицы, кнопки, крючки, замки разной величины, телефонный диск, выключатели.
Содержание:
- Пальчиковая игра «Знакомство с пальчиками»
- Пальчиковая игра «Помощники»
Дети ритмично выполняют соответствующие игре движения пальчиками и руками.
- Игры с развивающей панелью содержащей застегивающиеся молний, пуговицы, кнопки, крючки, замки разной величины, телефонный диск, выключатели.
Педагог предлагает детям, например, закрыть ставни на «окошках», помочь куколке застегнуть пальто и т.д.
- Пальчиковая игра «Помошники»
- В конце занятия подводится итог: что получилось, что еще не получается.
Занятие 2. «Гномики в гостях у ребят»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
Материал: маленькие фигурки гномиков, крупным конструктором «LEGO».
Содержание:
- Педагог обращает внимание детей на то, что в гости пришли гномики. Сообщает детям, что гномики пришли с ними поиграть. Каждому дает по одному гномику. Проводит игру для самомассажа.
- Пальчиковая игра «Гномики-прачки»
- Пальчиковая игра «Пирожки»
Педагог предлагает детям угостить гостей, испечь для них пирожки. Игра проводится два раза.
- Игры с крупным конструктором «LEGO».
Педагог предлагает детям построить для гномиков домики, горки, лесенки и т.п. По выбору детей.
- Упражнение на расслабление рук "Кулачки"
Дети прощаются с гостями, машут рукой.
Занятие 3. Красивые тарелочки (лепка)
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию. Учить размазывать пластилин и выкладывать узор из мелких предметов.
Материал: пластилин, крышки от майонезных банок, салфетки, тыквенные семечки, горох. Количество часов: 1 час.
Содержание:
- Пальчиковая игра «Помощники».
- Размазывание куска пластилина по дну крышки «тарелочки».
- Пальчиковая игра «Наши ручки».
- Украшение тарелочек тыквенными семечками и горошинами.
- Подведение итога занятия.
Занятие 4. «Шнуровка»
Цель: Развивать мелкую и общую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
Материал: Игры шнуровки Содержание:
- Педагог проводит игру для самомассажа. «Ладонь-кулак»
Руки лежат на столе, ладони прижаты к столу; одновременно сжаты два кулачка по команде дети разжимают пальцы одной руки и прижимают её к столу, затем по команде меняют руку.
- Игры со шнуровками.
- Игра «Лесная зарядка»
Проводится между выполнением упражнений со шнуровкой.
- В конце занятия проводится упражнение на расслабление рук "Замок" и подводится итог.
Занятие 5. Лепка пирамидки (глина, соленое тесто)
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию. Учить скатывать шарик и расплющивать его между ладонями.
Материал: тесто или глина, салфетки, пирамидка.
Содержание:
- Игра с пирамидкой.
Педагог обращает внимание детей на то, что пирамидка состоит из колечек каждое следующее колечко чуть меньше предыдущего, сверху верхушка. Предлагает слепить такую же пирамидку. Приемы: Скатывание и сплющивание шарика из теста или глины, составление пирамидки.
- Пальчиковая игра «Считаем пальчики»
- В конце занятия подводится итог.
Занятие 6. Рисование «Автобус для зверят»
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию. Учить рисовать круглую форму.
Материал: гуашь черного, красного и желтого цветов, тычок (палочка с губкой на конце), салфетки, силуэты животных, нарисованные автобусы без колес.
Содержание:
- Педагог говорит детям, что к нам в гости пришли зверята, они хотят покататься на автобусе по городу. Обращает внимание детей на то, что у автобусов нет колес. Предлагает помочь зверятам, и нарисовать колеса.
- Дети отвечают на вопросы педагога: Какой формы колеса, где у автобуса колеса и т.д. Затем начинают рисовать, колеса.
- Пальчиковая игра «Ехали – ехали».
- Тем, кто быстро справился с заданием можно предложить дополнительно разукрасить автобус.
- Педагог прикрепляет силуэты зверят в окошках автобусов, подводит итог занятия.
Занятие 7. Игры с мозаикой.
Цель: Развивать мелкую и общую моторику рук точность движений и координацию.
Материал: мозаика.
Содержание:
- Пальчиковая игра для самомассажа "ЗДРАВСТВУЙ"
- Игры с мозаикой, выкладывание простого узора (например цветка).
- Пальчиковая игра «Прятки»
- Сортировка мозаики по цвету в ячейки соответствующего цвета.
Занятие 8. «Пошли пальчики купаться»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
Материал: сосуды заполненные однородными наполнителями (пальчиковые бассейны): вода, песок, крупа пшенка, горох. Мелкие предметы.
Содержание:
- Пальчиковая игра «Рыбки»
- Игры с пальчиковыми бассейнами.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд с одним из наполнителей 1 – 2 минуты как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
- Игра «Найди что спрятано»
Педагог сообщает ребенку, что в бассейне спрятан какой-то предмет и предлагает его найти. Повторяется два раза,
Занятие 9. Рисование « Снег идет в городе»
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию. Учить рисовать способом примакивания тычком.
Материал: гуашь белого цвета, тычок (палочка с губкой на конце), салфетки, игрушка карлсон, фотографии формата А4 с изображением улицы Н-Тагила.
Содержание:
- Прилетает карлсон «замерзший», узнает у ребят в каком он городе, что сделать, чтобы не мерзнуть. Педагог предлагает ребятам показать как красиво становится в городе когда идет снег.
- Дети рисуют.
- Пальчиковая игра «Снежный ком».
- Подведение итога занятия.
Занятие 10. Строители
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию.
Материал: кубики, треугольные призмы, пластинки, кирпичики, маленькие матрешки по количеству детей.
Содержание:
- В гости к детям приезжают матрешки.
- Пальчиковая игра «Строим дом».
- Педагог предлагает детям построить домики для матрешек, построить ворота, выложить дорожки. Дети расселяют каждую матрешку в свой домик.
- Пальчиковая игра «Дом и ворота».
- Подведение итога занятия.
Занятие 11. «Путешествие на волшебную поляну»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию. Расширять запас знании и представлений об окружающем мире. Развивать самостоятельность.
Материал: Аудиозапись «Звуки леса», песочница с песком, коллекции миниатюрных фигурок, вода.
Содержание:
- Пальчиковая игра «Дружба» (самомассаж)
- Территориальная игра в песочнице.
Педагог предлагает выбрать героев зимней поляны и поиграть в сказку. Игры песком сопровождаются музыкой «Звуки леса».
- Релаксационное упражнение «Волшебная поляна».
Дети садятся в круг в удобной позе, педагог читает текст и выполняет упражнение вместе с детьми пор музыку – «Звуки леса».
- В конце занятия дети прощаются со своими героями, и подводится итог занятия.
Занятие 12. «Умелые ручки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук точность движений и координацию.
Материал: поднос, манная крупа.
Содержание:
- Педагог показывает детям поднос с крупой и предлагает провести по дну подноса пальчиком. Обращает внимание детей на то что остается след.
- Затем педагог предлагает нарисовать разные предметы, например: солнышко, дождик, травку, фигурки.
- Пальчиковая игра «Музыканты».
- Игра с прищепками «Ёжик». Дети прикрепляют на спине у ёжика иголочки (прищепки).
- Подведение итога занятия.
Занятие 13. Снег в лесу (коллективная работа)
Цель: Развивать мелкую моторику рук зрительно-моторную координацию.
Материал: Картина с нарисованным лесом, вата, клей карандаш.
Содержание:
- Педагог спрашивает у детей какое сейчас время года. Затем показывает картинку с рисунком, предлагая подумать чего на ней не хватает.
- Дети отрывают кусочки ваты и прикладывают к поверхности, намазанной клеем «снег» (клеем мажет воспитатель).
- Пальчиковая игра «Снежный ком».
- Подведение итога занятия.
Список литературы
- Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М., 1987. – 150 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль «Академия развития» 1998. – 107 с.
- Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. Издательство «Питер», 2000. – 232 с.
- Кольцова М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1993. – 62 с.
- Коноваленно В.В., Коноваленко С.В, Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. –М.,1909. – 56 с.
- Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 98 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. – М.,АСТ, 2005. – 102 с.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 72 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.,АСТ, 2002. – 71 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Петербург 2001. – 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения
Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы ...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей нахдится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Программа по развитию мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения старшего возраста
Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики у слабовидящих дошкольников.Программа опирается на метод Орена Рони.Для создания за...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей нахдится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Важным фактором успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...