Речевые дидактические игры по лексической теме "Транспорт"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Транспорт | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАНСПОРТ
«Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: машина – машины, грузовик – грузовики, трактор – трактора, самолёт – самолёты, вертолёт – вертолёты, лодка – лодки, пароход – пароходы, катер – катера, ракета – ракеты, мотоцикл – мотоциклы, велосипед – велосипеды..
Чего не хватает?
Цель: расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин.
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог показывает детям картинки с изображением грузовой машины, у которой отсутствует какая – либо часть: кузов, руль, кабина, кузов, фара и т.д.
После этого поясняет: «Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой из них чего – то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины?». (Эта машина без колес, а эта без кузова и т.д.).
За каждое правильно подобранное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Один – много» (2 вариант)
Цель: закреплять образование существительных во мн.ч в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог кладет картинки в стопку на середину стола и предлагает детям по очереди брать картинку и проговаривать:
Машина – машины – много машин;
Грузовик – грузовики – много грузовиков;
Трактор – трактора – много тракторов;
Самолёт – самолёты – много самолётов;
Вертолёт – вертолёты – много вертолётов;
Лодка – лодки – много лодок;
Пароход– пароходы – много пароходов;
Катер – катера – много катеров;
Ракета – ракеты – много ракет;
Мотоцикл – мотоциклы – много мотоциклов;
Велосипед – велосипеды – много велосипедов.
Правильно назвавший всю цепочку забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Скажи одним словом».
Цель: учить образовывать многосложные слова
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, мешочек
Ход. Педагог вытаскивает из мешочка картинку и предлагает детям отгадать, что у него в руке:
Лес возит -…лесовоз;
молоко возит – молоковоз;
воду возит -…водовоз;
хлеб возит – хлебовоз;
снег убирает -…снегоуборочная машина;
сам ходит – самоход;
ходит везде -…вездеход;
сам летает -…самолёт;
сам сваливает груз -…самосвал;
сам катит - …самокат;
ходит по луне -…луноход;
летит к звёздам -…звездолёт
За каждое правильно отгаданное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Из чего что?»
Цель: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: предметные картинки, мешочек
Ход. Педагог предлагает детям по очереди доставать из мешочка картинки и отвечать на вопросы:
Шины из резины (какие?) – …резиновые;
Кабина из металла (какая?) – …металлическая;
Фара из стекла (какая?) – …стеклянная;
Сиденье из кожи (какое?) -…кожаное;
Ручки из пластмассы (какие?) - …пластмассовые;
Багажник из железа (какой?) -…железный;
Кузов из дерева (какой?) -…деревянный;
Машинка для игры (какая?) -…игрушечная;
Окна из стекла (какие?) -…стеклянные.
За каждое правильно названное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Считай - запоминай».
Цель: закреплять умение согласовывать числительные с существительными
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, фишки
Ход. Педагог раздает детям по одной картинке и называет любое число от 1 до 10. Дети по очереди называют количество транспорта, заданное педагогом. Например:
«2»
- два катера, два велосипеда, два автобуса, два самолета
«5»
- пять катеров, пять велосипедов, пять автобусов, пять самолетов и т.д.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
«Хвастунишка».
Цель: учить образовывать наречия
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог предлагает детям закончить фразу:
Моя ракета большая, а моя еще больше.
Моя ракета красивая, а моя еще … .
Моя ракета надежная, а моя еще … .
Моя ракета быстрая, а моя еще … .
Моя ракета прочная, а моя еще … .
Моя ракета современная, а моя еще.. и т.д.
За каждый правильный ответ ребенок получает камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....