Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

 Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деревья17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕРЕВЬЯ

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какое-нибудь дерево и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (сосна – сосенка, берёза – берёзка (берёзонька), рябина – рябинушка, ива – ивушка, липа – липка, дуб – дубок, осина – осинка, ель – ёлочка, тополь – тополёк, лист – листочек, веткам- веточка, корень – корешок).

«Один – много»

Цель: образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: карточки с изображением деревьев

Ход. Взрослый называет дерево в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного дуба. Ребенок называет его во множественном числе (дубы) и находит соответствующую карточку. Сосна – …сосны, берёза – …берёзы, рябина – ….рябины, ива – …ивы, липа –… липы, дуб – …дубы, осина – …осины, ель – ..ели, тополь – …тополя, клён -…клёны, каштан -…каштаны.

«Скромник и хвастун»

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев

Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у нас выросла одна сосна», а команда «Хвастунов», отвечает «у нас выросло много сосен» и т.д.. Далее команды меняются ролями.

У нас один дуб, а у нас много дубов;

У нас одна берёза, а у нас много берёз;

У нас растёт один тополь, а у нас растёт много тополей;

У нас во дворе одна рябина, а у нас во дворе много рябин;

Я видел в парке одну ель, а мы видели много елей;

У нас у реки много ив, а у нас одна ива;

У нас одна осина, а у нас много осин;

«Какая веточка?»

Цель: образовывать притяжательные прилагательные

Оборудование: сюжетная картинка и предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт картинки детям. Задача детей правильно назвать и соотнести веточку с деревом. Веточка ивы (какая?) -…ивовая; веточка сосны -…сосновая; веточка ели -…еловая; веточка клёна -..кленовая; веточка тополя -…тополиная; веточка берёзы -…берёзовая; веточка рябины -…рябиновая; веточка осины -…осиновая; веточка дуба -..дубовая; веточка пихты -…пихтовая.

«Подбери слово-признак» (или «Кто больше?»)

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных.

Оборудование: предметные картинки деревьев

Ход. Дети сидят  по кругу, передают по очереди друг другу картинку с деревом и каждый называет по одному признаку. Например: берёза (какая?) – высокая, низкая, стройная, красивая, зелёная, «кудрявая», «белая», скрипучая, старая…

Дуб (какой?) – высокий, могучий, крепкий, многолетний, зелёный..

«Один-много» (части дерева).

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением части дерева

Ход. Взрослый называет часть дерева  в единственном числе и показывает карточку с изображением и говорит, что у него одна ветка. А ребенок называет её во множественном числе (ветки) и говорит, что у него много веток и т.д..

Ветка – ветки – много веток;

Лист – листья – много листьев;

Ствол – стволы – много стволов;

Корень – корни – много корней;

Почка – почки – много почек;

Бутон – бутоны – много бутонов;

Цветок – цветы – много цветов;

Плод – плоды – много плодов.

«Считай, запоминай».

Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением деревьев. Дети по очереди кидают кубик и называют количество деревьев. Например: одна берёза, две берёзы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз…, шесть берёз.

Один тополь, два тополя….пять тополей…шесть тополей.

Один дубовый листочек, два дубовых листочка…шесть дубовых листочков.

«Слова – родственники»

Цель: образовывать родственные слова

Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с деревьями, фишки.

Ход. Педагог предлагает придумать новые слова к слову дерево (дерево – деревья, деревце, деревянный, древесина…). За каждый правильно придуманное слово выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....