Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деревья | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕРЕВЬЯ
«Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какое-нибудь дерево и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (сосна – сосенка, берёза – берёзка (берёзонька), рябина – рябинушка, ива – ивушка, липа – липка, дуб – дубок, осина – осинка, ель – ёлочка, тополь – тополёк, лист – листочек, веткам- веточка, корень – корешок).
«Один – много»
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: карточки с изображением деревьев
Ход. Взрослый называет дерево в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного дуба. Ребенок называет его во множественном числе (дубы) и находит соответствующую карточку. Сосна – …сосны, берёза – …берёзы, рябина – ….рябины, ива – …ивы, липа –… липы, дуб – …дубы, осина – …осины, ель – ..ели, тополь – …тополя, клён -…клёны, каштан -…каштаны.
«Скромник и хвастун»
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев
Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у нас выросла одна сосна», а команда «Хвастунов», отвечает «у нас выросло много сосен» и т.д.. Далее команды меняются ролями.
У нас один дуб, а у нас много дубов;
У нас одна берёза, а у нас много берёз;
У нас растёт один тополь, а у нас растёт много тополей;
У нас во дворе одна рябина, а у нас во дворе много рябин;
Я видел в парке одну ель, а мы видели много елей;
У нас у реки много ив, а у нас одна ива;
У нас одна осина, а у нас много осин;
«Какая веточка?»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные
Оборудование: сюжетная картинка и предметные картинки по теме
Ход. Педагог раздаёт картинки детям. Задача детей правильно назвать и соотнести веточку с деревом. Веточка ивы (какая?) -…ивовая; веточка сосны -…сосновая; веточка ели -…еловая; веточка клёна -..кленовая; веточка тополя -…тополиная; веточка берёзы -…берёзовая; веточка рябины -…рябиновая; веточка осины -…осиновая; веточка дуба -..дубовая; веточка пихты -…пихтовая.
«Подбери слово-признак» (или «Кто больше?»)
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных.
Оборудование: предметные картинки деревьев
Ход. Дети сидят по кругу, передают по очереди друг другу картинку с деревом и каждый называет по одному признаку. Например: берёза (какая?) – высокая, низкая, стройная, красивая, зелёная, «кудрявая», «белая», скрипучая, старая…
Дуб (какой?) – высокий, могучий, крепкий, многолетний, зелёный..
«Один-много» (части дерева).
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением части дерева
Ход. Взрослый называет часть дерева в единственном числе и показывает карточку с изображением и говорит, что у него одна ветка. А ребенок называет её во множественном числе (ветки) и говорит, что у него много веток и т.д..
Ветка – ветки – много веток;
Лист – листья – много листьев;
Ствол – стволы – много стволов;
Корень – корни – много корней;
Почка – почки – много почек;
Бутон – бутоны – много бутонов;
Цветок – цветы – много цветов;
Плод – плоды – много плодов.
«Считай, запоминай».
Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными
Оборудование: игральный кубик и предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением деревьев. Дети по очереди кидают кубик и называют количество деревьев. Например: одна берёза, две берёзы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз…, шесть берёз.
Один тополь, два тополя….пять тополей…шесть тополей.
Один дубовый листочек, два дубовых листочка…шесть дубовых листочков.
«Слова – родственники»
Цель: образовывать родственные слова
Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с деревьями, фишки.
Ход. Педагог предлагает придумать новые слова к слову дерево (дерево – деревья, деревце, деревянный, древесина…). За каждый правильно придуманное слово выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....