Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Грибы17.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГРИБЫ.

«Один – много»

Цель: образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: карточки с изображением грибов

Ход. Взрослый называет гриб  в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного мухомора. Ребенок называет его во множественном числе (мухоморы) и находит соответствующую карточку. Подосиновик – подосиновики; боровик -…боровики; маслёнок - …маслята; груздь - ...грузди; сыроежка -…сыроежки; волнушка -…волнушки; опёнок -…опята; рыжик -..рыжики; лисичка -…лисички; подберёзовик -…подберёзовики; маховик -…маховики; шампиньон -..шампиньоны; мухомор -..мухоморы.

«Один – много» - 2 вариант

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением грибов

Ход. Взрослый называет гриб  в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного подосиновика. Ребенок называет его во множественном числе (подосиновики) и говорит, что у него нет этого гриба (у меня нет подосиновика). Подосиновик – подосиновики - …нет подосиновиков;

боровик -…боровики -…нет боровиков;

маслёнок - …маслята - ..нет маслят;

груздь - ...грузди -  нет груздей;

сыроежка -…сыроежки -..нет сыроежек;

волнушка -…волнушки - ..нет волнушек;

опёнок -…опята - ..нет опят;

рыжик-..рыжики - ..нет рыжиков;

лисичка -…лисички - ..нет лисичек;

подберёзовик -…подберёзовики -..нет подберёзовиков; маховик -…маховики -..нет маховиков;  шампиньон -..шампиньоны -..нет шампиньонов; мухомор -..мухоморы -..нет мухоморов.

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь гриб и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому. (подосиновик - ..подосиновичек; боровик -…боровичок; сыроежка -…сыроежечка; волнушка -…волнушечка; опёнок -..опёночек; подберёзовик -…подберёзовичек; моховик -…моховичок).

«Удачливый грибник»

Цель: развивать умение правильно употреблять предлоги в речи.

Оборудование: игральный кубик с пиктограммами – предлогами «под, в, у, на, около, за»

Ход. Педагог предлагает по очереди бросать кубик и придумывать где он нашел грибок в лесу, в соответствии с выпавшим предлогом на кубике. Например: Я нашёл грибок…под берёзой; под листочком, под ногами; на опушке, на пеньке, на пригорке; у пенька, у сосны, ;  в ямке;  около муравейника  и т.п.

«Посчитай»

Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением грибов. Дети по очереди кидают кубик и называют количество грибов. Например: один – моховик; два моховика, три…., четыре…; пять моховиков; …шесть…. Одна волнушка; две волнушки, три…,четыре…пять волнушек, шесть  волнушек.

«Кто больше?»

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.

Оборудование: муляжи грибов

Ход. Дети сидят  по кругу и передают по очереди друг другу гриб и каждый называет по одному признаку или действию. Например: Боровик (какой?) -…красивый, маленький, большой, крепкий, маринованный, сушёный, жареный, вкусный, полезный.

Мы   грибы (что делали?) … искали, находили, срезали, чистили, нарезали, мыли, жарили, солили, сушили, мариновали, ели, кушали, пробовали, хвалили.

«Подбери слова-родственники».

Цель: образовывать родственные слова

Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с грибами, фишки.

Ход. Педагог предлагает придумать новые слова к слову гриб (гриб – грибы, грибок, грибочек, грибочки, грибник, грибники, грибница, грибной). За каждый правильно придуманное слово выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....