Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Грибы | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРИБЫ.
«Один – много»
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: карточки с изображением грибов
Ход. Взрослый называет гриб в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного мухомора. Ребенок называет его во множественном числе (мухоморы) и находит соответствующую карточку. Подосиновик – подосиновики; боровик -…боровики; маслёнок - …маслята; груздь - ...грузди; сыроежка -…сыроежки; волнушка -…волнушки; опёнок -…опята; рыжик -..рыжики; лисичка -…лисички; подберёзовик -…подберёзовики; маховик -…маховики; шампиньон -..шампиньоны; мухомор -..мухоморы.
«Один – много» - 2 вариант
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов
Ход. Взрослый называет гриб в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного подосиновика. Ребенок называет его во множественном числе (подосиновики) и говорит, что у него нет этого гриба (у меня нет подосиновика). Подосиновик – подосиновики - …нет подосиновиков;
боровик -…боровики -…нет боровиков;
маслёнок - …маслята - ..нет маслят;
груздь - ...грузди - нет груздей;
сыроежка -…сыроежки -..нет сыроежек;
волнушка -…волнушки - ..нет волнушек;
опёнок -…опята - ..нет опят;
рыжик-..рыжики - ..нет рыжиков;
лисичка -…лисички - ..нет лисичек;
подберёзовик -…подберёзовики -..нет подберёзовиков; маховик -…маховики -..нет маховиков; шампиньон -..шампиньоны -..нет шампиньонов; мухомор -..мухоморы -..нет мухоморов.
«Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь гриб и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому. (подосиновик - ..подосиновичек; боровик -…боровичок; сыроежка -…сыроежечка; волнушка -…волнушечка; опёнок -..опёночек; подберёзовик -…подберёзовичек; моховик -…моховичок).
«Удачливый грибник»
Цель: развивать умение правильно употреблять предлоги в речи.
Оборудование: игральный кубик с пиктограммами – предлогами «под, в, у, на, около, за»
Ход. Педагог предлагает по очереди бросать кубик и придумывать где он нашел грибок в лесу, в соответствии с выпавшим предлогом на кубике. Например: Я нашёл грибок…под берёзой; под листочком, под ногами; на опушке, на пеньке, на пригорке; у пенька, у сосны, ; в ямке; около муравейника и т.п.
«Посчитай»
Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными
Оборудование: игральный кубик и предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением грибов. Дети по очереди кидают кубик и называют количество грибов. Например: один – моховик; два моховика, три…., четыре…; пять моховиков; …шесть…. Одна волнушка; две волнушки, три…,четыре…пять волнушек, шесть волнушек.
«Кто больше?»
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.
Оборудование: муляжи грибов
Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу гриб и каждый называет по одному признаку или действию. Например: Боровик (какой?) -…красивый, маленький, большой, крепкий, маринованный, сушёный, жареный, вкусный, полезный.
Мы грибы (что делали?) … искали, находили, срезали, чистили, нарезали, мыли, жарили, солили, сушили, мариновали, ели, кушали, пробовали, хвалили.
«Подбери слова-родственники».
Цель: образовывать родственные слова
Оборудование: сюжетная картинка лесной поляны с грибами, фишки.
Ход. Педагог предлагает придумать новые слова к слову гриб (гриб – грибы, грибок, грибочек, грибочки, грибник, грибники, грибница, грибной). За каждый правильно придуманное слово выдаёт по фишке. Выигрывает тот, кто больше всех назвал слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....