Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрукты | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРУКТЫ
Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход. Взрослый показывает мешочек с фруктами детям и предлагает им по очереди, не заглядывая в мешочек, определить фрукт на ощупь и назвать его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.
«Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко -…яблочко; банан- …бананчик; лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик; мандарин -…мандаринчик; апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька и т. д.).
«Сосчитаем фрукты»
Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите детям: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок...»
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш...»
«Расскажем о фруктах».
Цель: учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану
Оборудование: муляжи фруктов или натуральные фрукты в корзине, план рассказа о фруктах.
Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.
Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).
Попросите детей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».
Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.
«Один - много»
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: карточки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и находит соответствующую карточку. (дерево - ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки; груша -…груши; банан- …бананы; персик -…персики; лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы; мандарин -…мандарины; апельсин -…апельсины; дыня -…дыни и т.д )
«Один – много» (2 вариант)
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и говорит, что у него нет этого фрукта (у меня нет яблок). Яблоко -…яблоки – нет яблок; слива – сливы – нет слив; груша -…груши – нет груш; банан - …бананы – нет бананов; персик – персики - нет персиков; лимон-лимоны – нет лимонов; абрикос -…абрикосы – нет абрикосов; мандарин -…мандарины – нет мандаринов; апельсин -…апельсины - нет апельсинов; дыня -…дыни – нет дынь.
«Какой сок?»
Цель: образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: картинки с изображением фруктов и цветных банок (зеленая, желтая, оранжевая, фиолетовый)
Ход. Педагог предлагает сделать фруктовый сок, разложив фрукты по соответствующим банкам и назвать какой сок получился.
Сок из яблок (какой?) -…яблочный;
Сок из лимона (какой?) - …лимонный;
Сок из груш (какой?)- ..грушевый;
Сок из персика (какой?) -…персиковый;
Сок из абрикосов (какой?) - …абрикосовый;
Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;
Сок из апельсинов (какой?) - ..апельсиновый;
Сок из винограда (какой?) - … виноградный;
Сок из бананов (какой?)-…банановый;
Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;
Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;
Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;
Сок из сливы (какой?) -…сливовый.
«Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу фрукт и каждый называет по одному признаку или действию. Например: яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…
Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..
С яблоками (что делают?) - ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…
«Мой, моя, мои» или «Жадина»
Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, корзинка
Ход. Дети по одному достают из корзинки фрукт и изображают «жадину». И говорят:
яблоко - ..это моё яблоко; мандарин -..это мой мандарин; груша – это моя груша; сливы - это мои сливы и т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)
«Узнай по описанию»
Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением сада.
Ход. Педагог предлагает угадать фрукт по описанию
- Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;
- Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;
- овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;
- круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....