Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осень22.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сами называют их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч. Дети по очереди ловят мяч и называют существительное во множественном числе, после этого возвращают мяч педагогу: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные маленькие карточки.

Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, лист, какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищут такой же лист на большой карточке и накладывают на него маленькую.

«Кого позвали?»

Цель: учить детей соблюдать правила подвижной коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический слух — умение различать близкие по звучанию имена.

Оборудование:  сюжетные картинки, муляжи грибов, корзиночки, карточки с буквами.

Ход. Педагог расставляет на полу муляжи грибов, даёт детям корзиночки и предлагает им поискать грибочки. Прочитайте стишок:

По лесочку мы гуляли

И друг друга потеряли.

Покричу в лесу:

— Ау-у-у!

И друзей своих найду.

Педагог кричит: «Ира! Ау!» и просит Иру откликнуться в ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое имя, будут отвечать вам: «Ау!» Педагог хвалит детей за то, что они собрали все грибы, не потерялись в лесу и предлагает угадать, на какой звук начинаются имена детей и найти в корзинке соответствующую букву.

Педагог показывает детям картинку, на которой мальчик и девочка в лесу собирают грибы и говорит, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Спрашивает у детей о том, кого вы сейчас позвали — девочку Аню или мальчика Ваню, покажите соответствующую букву «А» или «В». Затем вновь называет одно из имен и опять спрашивает, кого вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.).

«Два ежа»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.

Оборудование: Игрушки (большой и маленький еж), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.

Ход. Покажите детям большого и маленького ежей и скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду — яблоки и сливы. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику — маленькое яблочко.

Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику — маленькую сливку.

Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику — маленький грибочек.

Большому ежу — большой лист, маленькому ежику — маленький листочек.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в именительном падеже.

Оборудование: мяч.

Ход. Предложить детям встать в круг и поиграть с мячом. Взрослый называет слово относящееся к теме «Осень» и бросает мяч ребенку. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (дождь – дождик, солнце – солнышко, лужа – лужица, облако – облачко, туча – тучка, лист – листочек, ветер – ветерок, капля – капелька и т. д.).

«Кто больше?» (или «Подбери слово»).

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Оборудование: мяч

Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу. 

Осень (какая?) - …. дождливая, холодная, долгая, тёплая, ранняя, поздняя, красивая, золотая…

Дождь (какой?) -…моросящий, холодный, мелкий, долгий, грибной, затяжной, частый…

Ветер (какой?) – холодный, порывистый, колючий…

Небо (какое?) – серое, низкое, холодное, пасмурное, безоблачное…

Листья (что делают?) – желтеют, краснеют, темнеют, опадают…

Дождь (что делает?) – льёт, моросит, накрапывает…

«Доскажи словечко»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам. 

Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.

Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик

- Про что можно сказать «осенний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес)

-….«осенняя»? (одежда, погода, природа, пора)

- …«осеннее»? (утро, небо, облако, настроение)

«Закончи предложение»

Цель: актуализировать словарь по лексической теме.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт сюжетные картинки и просит детей подобрать к ним соответствующие предметные картинки

Осенью на улице (как) … холодно, сыро.

Осенью   собирают (что?) …грибы, ягоды, овощи, листья….  

Осенью   засыпают (кто?) …насекомые, ежи, медведи.

«Скажи наоборот».

Цель: актуализировать словарь (антонимы)

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.

      Летом небо высокое, а осенью …низкое.

Летом солнце яркое, а осенью …тусклое.

Летом ветер тёплый, а осенью ..холодный.

Летом день длинный, а осенью…короткий.

Летом люди одеваются легко, а осенью …тепло.

Летом люди выращивают урожай, а осенью…собирают.

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью…улетают.

Весной насекомые просыпаются, а осенью ..засыпают.

Весной листья распускаются, а осенью …опадают.

«Без чего не бывает осени?» (или «Закончи предложение»)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже.

Оборудование:  набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.

Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (осени не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике.

Осени не бывает без…жёлтых листьев, холодных дождей, низкого неба, отлёта птиц, сбора урожая ….и т.п.

«Какая погода осенью».

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных и наречий

Оборудование: сюжетная картина, предметные картинки, платяной мешочек.

Ход. Педагог предлагает детям по очереди достать картинку из мешочка и проговорить фразу: Когда на улице…., то погода……..

      Когда на улице идёт дождь, то погода…дождливая.

Когда дует ветер, то погода -…ветреная.

Когда холодно, то погода…холодная.

Когда сыро, то…сырая.

Когда хмуро, то…хмурая.

Когда ясно, то…ясная.

Значит, осенью погода бывает.. ветреная, дождливая, холодная, сырая, хмурая, ясная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....