Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осень | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСЕНЬ
«Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сами называют их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч. Дети по очереди ловят мяч и называют существительное во множественном числе, после этого возвращают мяч педагогу: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.
«Осенние листья» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные маленькие карточки.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, лист, какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищут такой же лист на большой карточке и накладывают на него маленькую.
«Кого позвали?»
Цель: учить детей соблюдать правила подвижной коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический слух — умение различать близкие по звучанию имена.
Оборудование: сюжетные картинки, муляжи грибов, корзиночки, карточки с буквами.
Ход. Педагог расставляет на полу муляжи грибов, даёт детям корзиночки и предлагает им поискать грибочки. Прочитайте стишок:
По лесочку мы гуляли
И друг друга потеряли.
Покричу в лесу:
— Ау-у-у!
И друзей своих найду.
Педагог кричит: «Ира! Ау!» и просит Иру откликнуться в ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое имя, будут отвечать вам: «Ау!» Педагог хвалит детей за то, что они собрали все грибы, не потерялись в лесу и предлагает угадать, на какой звук начинаются имена детей и найти в корзинке соответствующую букву.
Педагог показывает детям картинку, на которой мальчик и девочка в лесу собирают грибы и говорит, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Спрашивает у детей о том, кого вы сейчас позвали — девочку Аню или мальчика Ваню, покажите соответствующую букву «А» или «В». Затем вновь называет одно из имен и опять спрашивает, кого вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.).
«Два ежа»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.
Оборудование: Игрушки (большой и маленький еж), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.
Ход. Покажите детям большого и маленького ежей и скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду — яблоки и сливы. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.
Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику — маленькое яблочко.
Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику — маленькую сливку.
Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику — маленький грибочек.
Большому ежу — большой лист, маленькому ежику — маленький листочек.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в именительном падеже.
Оборудование: мяч.
Ход. Предложить детям встать в круг и поиграть с мячом. Взрослый называет слово относящееся к теме «Осень» и бросает мяч ребенку. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (дождь – дождик, солнце – солнышко, лужа – лужица, облако – облачко, туча – тучка, лист – листочек, ветер – ветерок, капля – капелька и т. д.).
«Кто больше?» (или «Подбери слово»).
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Оборудование: мяч
Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.
Осень (какая?) - …. дождливая, холодная, долгая, тёплая, ранняя, поздняя, красивая, золотая…
Дождь (какой?) -…моросящий, холодный, мелкий, долгий, грибной, затяжной, частый…
Ветер (какой?) – холодный, порывистый, колючий…
Небо (какое?) – серое, низкое, холодное, пасмурное, безоблачное…
Листья (что делают?) – желтеют, краснеют, темнеют, опадают…
Дождь (что делает?) – льёт, моросит, накрапывает…
«Доскажи словечко»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.
Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.
Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик
- Про что можно сказать «осенний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес)
-….«осенняя»? (одежда, погода, природа, пора)
- …«осеннее»? (утро, небо, облако, настроение)
«Закончи предложение»
Цель: актуализировать словарь по лексической теме.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт сюжетные картинки и просит детей подобрать к ним соответствующие предметные картинки
Осенью на улице (как) … холодно, сыро.
Осенью собирают (что?) …грибы, ягоды, овощи, листья….
Осенью засыпают (кто?) …насекомые, ежи, медведи.
«Скажи наоборот».
Цель: актуализировать словарь (антонимы)
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.
Летом небо высокое, а осенью …низкое.
Летом солнце яркое, а осенью …тусклое.
Летом ветер тёплый, а осенью ..холодный.
Летом день длинный, а осенью…короткий.
Летом люди одеваются легко, а осенью …тепло.
Летом люди выращивают урожай, а осенью…собирают.
Весной перелётные птицы прилетают, а осенью…улетают.
Весной насекомые просыпаются, а осенью ..засыпают.
Весной листья распускаются, а осенью …опадают.
«Без чего не бывает осени?» (или «Закончи предложение»)
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже.
Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.
Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (осени не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике.
Осени не бывает без…жёлтых листьев, холодных дождей, низкого неба, отлёта птиц, сбора урожая ….и т.п.
«Какая погода осенью».
Цель: учить образовывать прилагательные от существительных и наречий
Оборудование: сюжетная картина, предметные картинки, платяной мешочек.
Ход. Педагог предлагает детям по очереди достать картинку из мешочка и проговорить фразу: Когда на улице…., то погода……..
Когда на улице идёт дождь, то погода…дождливая.
Когда дует ветер, то погода -…ветреная.
Когда холодно, то погода…холодная.
Когда сыро, то…сырая.
Когда хмуро, то…хмурая.
Когда ясно, то…ясная.
Значит, осенью погода бывает.. ветреная, дождливая, холодная, сырая, хмурая, ясная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....