Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дикие животные | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
«Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе оставляет изображения взрослых животных. Педагог показывает детям картинку, например, медведица и говорит: «Медведица потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Дети ищут подходящую картинку и называют детенышей медведицы. Выигрывает тот ребенок, который быстрее найдет подходящую картинку и назывёт детенышей. Игра продолжается до тех пор, пока все «мамы» не найдут своих детенышей.
«Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением диких животных.
Ход. Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса). Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц).
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: волк - волки, заяц – зайцы, белка – белки, ёж – ежи, медведь – медведи, лиса – лисы, лось – лоси, олень – олени, барсук – барсуки, бобр – бобры, енот – еноты; волчонок – волчата, зайчонок – зайчата, бельчонок – бельчата, ежонок – ежата, медвежонок – медвежата, лисёнок – лисята, лосёнок – лосята, оленёнок – оленята, барсучонок – барсучата.
"Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или муляжи продуктов, цветные камешки.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или муляжи продуктов раскладывают на столе. Педагог показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. Каждый ребенок находит соответствующую картинку, и отвечает полным ответом ("Заяц питается капустой").
При правильном ответе ребенок получает цветной камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Скромник и хвастун»
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных
Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «я в лесу не видел волка», а команда «Хвастунов», отвечает «а я видел много волков» и т.д.. Далее команды меняются ролями.
Я в лесу не видел белку, а я видел много белок;
Я в лесу не видел медведя, а видел много медведей;
Я в лесу не видел ежа, а я видел много ежей;
Я в лесу не видел оленя, а я видел много оленей;
Я в лесу не видел лося, а я видел много лосей;
Я в лесу не видел бобра, а видел много бобров;
Я в лесу не видел зайчонка, а я видел много зайчат; (и т.п. всех детёнышей животных)
«Кого в лесу много?» или «Закончи предложение»
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном и творительном падеже.
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям по очереди ответить на вопрос – «Кого в лесу много?». Ребенок выбирает любую картинку и отвечает.
В лесу много….
лис и лисят,
зайцев и зайчат,
белок и бельчат,
волков и волчат, медведей и медвежат, ежей и ежат, лосей и лосят и т.д.
«За кем бы вы хотели понаблюдать?»
Я хотел бы понаблюдать за …
зайчатами,
лисятами,
ежами,
белками и т.д.
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Доскажи словечко».
Цель: актуализировать словарь по теме
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их жилищ
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением жилищ диких животных, показывает по очереди животное и предлагает найти и назвать полным предложением его жилище.
Лиса живет в …норе. Медведь зимует в…берлоге.
Волк живет в…логове. Белка живет в….дупле.
Ёжик живет в ….норке. Бобр живёт в …хатке.
Заяц прячется в ..кустах.
При правильном ответе ребенок забирает картинку с изображением жилища себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Чей хвост?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные
Оборудование: разрезные предметные картинки с изображением хвостов диких животных, мешочек
Ход. Педагог складывает части картинок в мешочек и предлагает детям по очереди доставать по одной картинке и называть чей это хвост:
Хвост волка – волчий,
хвост зайца- заячий,
хвост лисы - лисий,
хвост медведя - медвежий,
хвост оленя – олений,
хвост ежа – ежиный,
хвост лося – лосиный,
хвост белки – беличий
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Подбери родственные слова»
Цель: учить образовывать родственные слова
Оборудование: предметные картинки, цветные камешки
Ход. Педагог по очереди показывает животное и предлагает придумать как можно больше родственных слов к нему. Например: Медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.
Лиса - ________________________________________
Волк - ________________________________________
Заяц - ________________________________________
Ёж - __________________________________________
Лось - ________________________________________
Белка - ________________________________________
За каждое придуманное слова ребенок получает по цветному камушку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Посчитай не ошибись» (от 1 до 10)
Цель: учить согласовывать числительное с существительным
Оборудование: предметные картинки, цифры, фишки
Ход. Педагог показывает картинки с числом и с животным, называет животное, а дети по очереди считают:
Один голодный волчонок, два голодных волчонка…пять голодных волчат,….десять голодных волчат;
Один шустрый бельчонок, два шустрых бельчонка...пять шустрых бельчат… десять шустрых бельчат;
Один неуклюжий медвежонок, два неуклюжих медвежонка….пять неуклюжих медвежат…десять неуклюжих медвежат.
При правильном ответе ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
«Подбери словечко»
Цель: актуализировать словарь антонимов
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением диких животных, называет животное с одним признаком и предлагает детям подобрать противоположную пару. Например: Большой медведь – маленький зайчонок;
пушистая лиса – гладкий бобер
Колючий ёж – мягкий заяц
Пятнистый олень – полосатый барсук
серый…волк; ловкая…белка, неуклюжий….., слабый…., злой…., трусливый…, хитрая…., быстрая…., добрая….и т.д.
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Скажи, какой» «Подбери признак» или «Кто больше?»
Цель: подбирать прилагательные к существительным; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.
Оборудование: мяч
Ход. Педагог кидает мячик каждому ребенку по очереди и произносит название дикого животного. Дети ловят мяч и кидают его обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное.
Педагог Дети
Заяц Пушистый (белый, серый, косоглазый, длинноухий, пугливый).
Волк Злой (голодный, серый, зубастый).
Лиса Хитрая (рыжая, пушистая).
Медведь Косолапый (неуклюжий, бурый).
Белка Пушистая (рыжая, быстрая, ловкая).
«Где, чья мама?»
Цель: расширять словарь по теме «Дикие животные; закреплять в словаре детей названия детенышей диких животных, учить употреблять их в речи в единственном и множественном числе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей
Ход. Педагог показывает детям изображения нескольких взрослых животных. Просит детей найти среди разложенных на столе картинок детенышей этих животных и положить их возле изображения взрослого животного. Разложив все картинки по местам, дети по очереди считают количество детенышей у каждой мамы.
«Лиса и лисенок»
Цель: закреплять знание названий частей тела животных; учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оборудование: предметные картинки, фишки
Ход. Педагог показывает детям картинки с лисой и лисенком и предлагает сравнить этих животных. Скажите: «У лисы голова, а у лисенка головка. У лисы нос, а у лисенка — носик». Предлагает детям назвать у лисы и лисенка глаза, рот, уши, усы; затем — лапы, спину, живот и хвост.
Аналогично можно дать задание по сравнению любых диких животных и их детенышей.
При правильном ответе ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Дидактическая игра "Посчитай" лексическая тема "Животные жарких стран"
В игре закрепляем употребление числительных с существительными....
Дидактические игры по лексической теме "Животные разных стран"
Обогащение словарного запаса и развитие речевых навыков....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Домашние животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....