Речевые дидактические игры по лексической теме "Одежда"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одежда19.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОДЕЖДА

"Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку и описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы» и т.д.

"Один - много"

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет одежду  в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому (рубашка – рубашки, майка – майки, футболка – футболки, платье – платья, сарафан – сарафаны, юбка – юбки, пиджак – пиджаки, жилетка – жилетки, куртка – куртки, шуба – шубы, плащ – плащи, пуховик – пуховики, воротник – воротники, рукав – рукава, карман – карманы, застёжка – застёжки, манжет – манжеты, пуговица – пуговицы… и т.д.).

 

"Назови ласково"

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет какую-нибудь одежду  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (рубашка – рубашечка, майка – маечка, футболка – футболочка, платье – платьице, сарафан – сарафанчик, юбка – юбочка, пиджак – пиджачок, жилетка – жилеточка, куртка – курточка, шуба – шубка, плащ – плащик, пуховик – пуховичок, воротник – воротничок, рукав – рукавчик, карман – карманчик, застёжка – застёжечка, манжет – манжетик, пуговица – пуговичка…и т. д )

 «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Ход. Взрослый описывает ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней». А потом все дети угадывают, про кого говорил взрослый.

«Чего не хватает?»

Цель: развивать у ребенка целостное восприятие предмета, образовывать единственное число имен существительных в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением одежды, без какого либо элемента (брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц).

Ход. Взрослый показывает каждому ребенку по очереди картинки и спрашивает, чего на картинке не хватает. Ребенок всматривается в нарисованную одежду, находит ту часть, которой не хватает и проговаривает, например «нет пуговицы».

 «Когда это носят?»

Цель: активизировать словарь по теме, развивать зрительное внимание и мышление.

Оборудование:  картинки с разными предметами одежды и обуви, сюжетные картинки времен года.

Ход. Педагог предлагает детям разложить картинки с разными предметами одежды и обуви (босоножки, валенки, кепка, меховая шапка, шуба, сарафан) по сезонам «В какое время года это носят — зимой или летом?». Попросите детей отвечать полным ответом «Летом носят босоножки» и т.д.

«Жадина».

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи. 

Оборудование:  предметные картинки с изображением одежды

Ход. Педагог складывает картинки в стопочку. Предлагает детям по очереди брать по одной карточке и изображать «жадину»: это моя юбка, мои брюки, мой пиджак, мой жилет, моя рубашка, мои шорты, мой плащ, моя куртка, мой карман, моя майка, моё пальто, моя футболка, мой сарафан, мои колготки, мой носок, мои носки….

«Из чего какое?»

Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: лоскутки ткани разной текстуры и предметные картинки с изображением одежды

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по картинке и лоскутку, предлагает потрогать лоскуток и назвать, из какого материала будет сшита одежда, изображенная на его картинке. После этого ответить на вопрос:

Платье сшили из шелка – оно шёлковое;

Шубы сшили из меха – они меховые

Футболку сшили из трикотажа – она трикотажная;

Плащ сшили из кожи – он кожаный;

Куртку сшили из кожи- она кожаная;                      

Шорты сшили из трикотажа – они трикотажные;

Пиджак сшили из шерсти – он шерстяной;                    

Кофту сшили из шерсти – она шерстяная;

Носки связали из шерсти – они шерстяные и т.д.

«Что привезли в магазин?».

Цель: согласовывать числительные от одного до семи с существительными

Оборудование:  цифры и предметные картинки с изображением одежды, продуктовая корзинка

Ход. Педагог предлагает детям поиграть в игру «магазин одежды» и после покупок разобрать купленную одежду, лежащую в корзинке, затем показывает цифру и спрашивает их по очереди сколько и какую одежду купили, а дети правильно, согласовав числительное и название одежды, говорят, что купили в магазине, например: «В магазине я купил 5 футболок, 3 шубы, 7 кофт, 2 юбки и т.д.».

«Скажи наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование:  предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: чистая рубашка -..грязная рубашка; тонкий свитер -..толстый свитер; длинный рукав -..короткий рукав; летняя одежда – зимняя одежда; взрослая футболка - ..детская футболка; женский шарф - ..мужской шарф; домашняя одежда -…уличная одежда; порвать – зашить, запачкать – постирать; оторвать – пришить; намочить – высушить; мятая рубашка – выглаженная рубашка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....