Речевые дидактические игры по лексической теме "Игрушки"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игрушки20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ

«Узнай игрушку»

Цель: уточнять и активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять словарь по теме, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, каждый ребенок по очереди определяет игрушку на ощупь, называет ее и рассказывает какая она. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка

" Назови ласково"

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг, называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (кукла-куколка, мяч-мячик, машина-машинка и т. д.).

"Один - много"

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг, называет игрушку  в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому (кукла - куклы, мяч - мячи и т.д.).

"Чего не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки по очереди для каждого ребенка. Дети называет их. Затем взрослый просит одного ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла, и проговорить, например «нет мишки».

«У меня один (одна),  а у тебя два (две)»

Цель: согласовывать числительные один и два с существительными

Оборудование: предметные картинки, игральный кубик  с гранями один и два

Ход. Педагог раздаёт каждому игроку по картинке. Дети по очереди кидают кубик и называют количество предметов. Например:

один мяч - …  два  мяча;                                    

одна машинка -… две машинки;

одна кукла - .. две куклы;                                

один шар -…два шара;

один кубик -..два кубика;                                

одна матрёшка -..две матрёшки;

один мишка – …два мишки;                          

одна собачка - .. две собачки;

один конструктор -…два конструкторы;        

один зайчик – ..два зайчика;

одна коляска –..две коляски;                      

одна кроватка –…две кроватки.

«Скромник и хвастун».

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек

Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна кукла», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много кукол» и т.д..  Далее команды меняются ролями.

У меня один мяч - … а у меня много мячей;                                  

У меня одна машинка -…а у меня много машинок;

У меня одна кукла - ..а у меня много кукол;                                

У меня один шар -…а у меня много шаров;

У меня один кубик -..а у меня много кубиков;                                

У меня одна матрёшка -..а у меня много матрёшек;

У меня один мишка –а у меня много мишек;                          

У меня одна собачка - .. а у меня много собачек;

У меня один конструктор -…а у меня много конструкторов;      

У меня один зайчик – ..а у меня много зайчиков;

У меня одна коляска –..а у меня много колясок;                      

У меня одна кроватка –…а у меня много кроваток.

«Из чего - какое?»

Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: игрушки

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по игрушке, предлагает потрогать её и назвать, из какого материала она сделана. После этого ответить на вопрос: Мишка из плюша (какой?) -…плюшевый;

Кубики из дерева (какие?) -…деревянные;

Кукла из пластмассы (какая?) -…пластмассовая;

Посудка из пластика (какая?)…- пластиковая;

Кроватка из железа (какая?) -…железная;

Машинка из металла (какая?)-…металлическая;

Собачка из материала (какая?) -…матерчатая;

Мяч из резины (какой?) -…резиновый;

Куклы из глины (какие?) -…глиняные;

Кукла из фарфора (какая?) -…фарфоровая.

«Чья? Чей? Чьи?»

Цель: образовывать относительные прилагательные

Оборудование: игрушки

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по игрушке. Дети закрывают глаза. Педагог прячет одну игрушку, дети открывают глаза, угадывают и называют, чья игрушка спрятана.

Машинка Миши (чья?) – Мишина машинка;

Кукла Тани (чья кукла?) -..Танина кукла;

Кубики Серёжи (чьи кубики?) -…Серёжины кубики;

Самолёт Вовы (чей самолёт?)-…Вовин самолёт;

Конструктор Коли (чей конструктор?) -..Вовин…;

Посудка Маши (чья посудка?)-..Машина …;

и т.д. (в игре можно использовать имена реальных детей и их игрушек).

«Посчитай, сколько?»

Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением игрушек. Дети по очереди кидают кубик и называют количество игрушек. Например: Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол, шесть кукол и т.д..

«Мой, моя, мои» или «Жадина»

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи. 

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, коробка

Ход. Дети по одному достают из коробки игрушку, изображают «жадину» и говорят:

Кукла -…это моя кукла;

Мишка - …это мой мишка;

Кубики – это мои кубики и т.п. (самолёт, машинка, пирамидка, юла, велосипед, посудка, мяч, мячи, ведёрко, скакалка).

«Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Оборудование: 

Ход. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что кукла Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки). По такому принципу дети по очереди рассказывают про любые игрушки.


«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Оборудование: игрушки

Ход. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят по очереди: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....