Речевые дидактические игры по лексической теме "Игрушки"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игрушки | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРУШКИ
«Узнай игрушку»
Цель: уточнять и активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять словарь по теме, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, каждый ребенок по очереди определяет игрушку на ощупь, называет ее и рассказывает какая она. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка
" Назови ласково"
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг, называет какую-нибудь игрушку и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (кукла-куколка, мяч-мячик, машина-машинка и т. д.).
"Один - много"
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг, называет игрушку в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому (кукла - куклы, мяч - мячи и т.д.).
"Чего не стало?"
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки по очереди для каждого ребенка. Дети называет их. Затем взрослый просит одного ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла, и проговорить, например «нет мишки».
«У меня один (одна), а у тебя два (две)»
Цель: согласовывать числительные один и два с существительными
Оборудование: предметные картинки, игральный кубик с гранями один и два
Ход. Педагог раздаёт каждому игроку по картинке. Дети по очереди кидают кубик и называют количество предметов. Например:
один мяч - … два мяча;
одна машинка -… две машинки;
одна кукла - .. две куклы;
один шар -…два шара;
один кубик -..два кубика;
одна матрёшка -..две матрёшки;
один мишка – …два мишки;
одна собачка - .. две собачки;
один конструктор -…два конструкторы;
один зайчик – ..два зайчика;
одна коляска –..две коляски;
одна кроватка –…две кроватки.
«Скромник и хвастун».
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек
Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна кукла», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много кукол» и т.д.. Далее команды меняются ролями.
У меня один мяч - … а у меня много мячей;
У меня одна машинка -…а у меня много машинок;
У меня одна кукла - ..а у меня много кукол;
У меня один шар -…а у меня много шаров;
У меня один кубик -..а у меня много кубиков;
У меня одна матрёшка -..а у меня много матрёшек;
У меня один мишка –а у меня много мишек;
У меня одна собачка - .. а у меня много собачек;
У меня один конструктор -…а у меня много конструкторов;
У меня один зайчик – ..а у меня много зайчиков;
У меня одна коляска –..а у меня много колясок;
У меня одна кроватка –…а у меня много кроваток.
«Из чего - какое?»
Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: игрушки
Ход. Педагог раздает каждому ребенку по игрушке, предлагает потрогать её и назвать, из какого материала она сделана. После этого ответить на вопрос: Мишка из плюша (какой?) -…плюшевый;
Кубики из дерева (какие?) -…деревянные;
Кукла из пластмассы (какая?) -…пластмассовая;
Посудка из пластика (какая?)…- пластиковая;
Кроватка из железа (какая?) -…железная;
Машинка из металла (какая?)-…металлическая;
Собачка из материала (какая?) -…матерчатая;
Мяч из резины (какой?) -…резиновый;
Куклы из глины (какие?) -…глиняные;
Кукла из фарфора (какая?) -…фарфоровая.
«Чья? Чей? Чьи?»
Цель: образовывать относительные прилагательные
Оборудование: игрушки
Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по игрушке. Дети закрывают глаза. Педагог прячет одну игрушку, дети открывают глаза, угадывают и называют, чья игрушка спрятана.
Машинка Миши (чья?) – Мишина машинка;
Кукла Тани (чья кукла?) -..Танина кукла;
Кубики Серёжи (чьи кубики?) -…Серёжины кубики;
Самолёт Вовы (чей самолёт?)-…Вовин самолёт;
Конструктор Коли (чей конструктор?) -..Вовин…;
Посудка Маши (чья посудка?)-..Машина …;
и т.д. (в игре можно использовать имена реальных детей и их игрушек).
«Посчитай, сколько?»
Цель: согласование числительных от одного до шести с существительными
Оборудование: игральный кубик и предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением игрушек. Дети по очереди кидают кубик и называют количество игрушек. Например: Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол, шесть кукол и т.д..
«Мой, моя, мои» или «Жадина»
Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, коробка
Ход. Дети по одному достают из коробки игрушку, изображают «жадину» и говорят:
Кукла -…это моя кукла;
Мишка - …это мой мишка;
Кубики – это мои кубики и т.п. (самолёт, машинка, пирамидка, юла, велосипед, посудка, мяч, мячи, ведёрко, скакалка).
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Оборудование:
Ход. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что кукла Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки). По такому принципу дети по очереди рассказывают про любые игрушки.
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Оборудование: игрушки
Ход. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят по очереди: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....