Неблагоприятные последствия задержки речевого развития и важность их предупреждение на раннем этапе
статья по логопедии
Правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под всесторонним контролем со стороны как родителей, так и специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_rechevogo_razvitiya_ili.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Неблагоприятные последствия задержка речевого развития
и важность их предупреждение на раннем этапе
Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.
Если ребенок в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то порой родители, а часто и врачи, считают, что ещё нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок – мальчик. Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Часто за банальной задержкой речевого развития скрывается очень серьезное нарушение – алалия.
Задержку речевого развития от алалии отличить довольно сложно. Основной критерий здесь – время. Задержка речевого развития преодолевается со временем самостоятельно, а вот алалия – нет. Думать о наличии у малыша алалии можно, начиная с трех лет. Но если Ваш ребенок ничего не говорит в два года, то следует обратиться к специалисту. Занятия с логопедом дадут толчок развитию речи у ребенка с задержкой ее развития, а ребенок с алалией получит шанс развить полноценную речь.
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.
Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность совместимого с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.
В связи с этим, необходимо понимать, что, чем раньше обратиться к специалисту, чем раньше оказать ребенку помощь, тем эффективнее она будет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...
Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".
Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...
Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития
Выступление на педогогическом совете...
Предупреждение задержки речевого развития через игру
Речевые игры для детей раннего возраста. Для предупреждения задержки речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка предлагаются игры для многократного повтрения дома....
Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.
Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....
ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Факторы, вызывающие нарушения речевого развития детей раннего дошкольного возраста...
Педагогический проект по предупреждению задержки речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет «Волшебные ручки»
В настоящее время одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, разви...