Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.
консультация по логопедии (младшая группа)

Тумченок Елена Алексеевна

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно,  чтобы дети     слышали правильную, грамотную речь взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_leksikona_.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие детского лексикона в онтогенезе.
Основные этапы и причины задержки речевого развития.

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.  Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь. Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон -реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать   язык.

При всех индивидуальных различиях между детьми, воспитывающихся в разных социальных условиях, начальный детский лексикон содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (имена окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия  животных и птиц, игрушек, продуктов питания, действия, определения, вопросительные слова и т.д.).

Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, зависит   от возраста ребенка,  его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей.

Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает  500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).

Рассмотрим    этапы развития речи ребенка.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 

На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 

Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 

Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 

Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7 - 9 месяцев.

Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста.

Накопление   словаря у детей

1 год -5-9 слов 

1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов) 

2 года - от 50 до 300 слов 

3 года - от 800 до 1000 слов 

3,5 года - 1100 слов

4 года-  1600 - 1900 слов

5 лет - 1900 - 2200 слов;

6-7 лет- 3500 – 4000 слов.

Развитие фразовой речи у детей

Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 мес. до 2 лет 

Появление и развитие предложений - с 2 лет.

К 3 годам малыш начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы. Использует единственное и множественное число. 

К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 

Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 

Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Родители почему-то думают, что показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является неправильное звукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения их мало интересует. Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или  артикуляции. 

Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко несовершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

Звуки раннего онтогенеза речи: 

гласные: а, о, у, и

 согласные:  м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот; 

Звуки среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л'; 

Звуки позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Звукопроизношение

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или " дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. 

Следует помить, что  все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака". После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам" 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все  звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. 

 Что делать родителям, если ребенок молчит? По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах  ставили ЗРР – задержку речевого развития.

Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста.

Признаки значительной задержки речевого развития у детей

Возраст

Симптомы

12 мес.

Мало лепечет (тихий ребенок)

18 мес.

Не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь». 

2 года

Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова.

2,5 года

- Не знает названий окружающих предметов и частей тела;

- не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения;

- не умеет составлять фразы из двух слов (нап-р: «дай молока»); ребенка часто не понимают взрослые.

3 года

Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, развивается она медленнее, чем у других детей.

  • Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

    Выделяют ряд возможных причин задержки речевого развития:

Причины задержанного развития

  • Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них.
  • Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
  •  Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях, когда ребенок значительную часть времени проводит в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много   говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.
  • Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверх заботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!
  •  Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи.
  • Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться

причиной задержки речевого развития. Постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. 

Все эти причины можно объединить в три основные группы

  • неполноценную речевую среду;
  • плохое физическое и психическое здоровье ребенка;
  • особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

К 2,5мес. -3 годам ребенок использует в своем активе:  

  • название предметов;
  • название признаков, обозначающих:
  • цвет;
  • величину;
  • свойства предмета;
  • название действий.

В этот же период от 1 г 6 мес. до 2-х лет  появляются и фразы.

По данным исследования ученых, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.

Позднее появление речи, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя, искажение звукопроизношения – это и есть признаки задержки речевого развития.

К трехлетнему возрасту у ребенка появляются все основные виды предложений, значительно возрастает активный словарь, достигая в среднем от 1200 до 1500 слов, формируется грамматический строй речи, падежные формы, появляется интерес к звучащему слову.

В основе формирования  речи ученые, занимающиеся проблемой развития речи,  связывают  три фактора.

  • Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
  • Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта.
  • Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Работа по развитию речи у детей, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный  на   компенсацию нарушений речевой деятельности.

Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки

Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность. Работа воспитателей по развитию речи у детей  должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное,  должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Научные исследования российских ученых: Ю.А. Разенкова, Л.С. Сековец Е.А. Стребелева, Н.Н Малофеев, Н.Д. Шматко и практический опыт Л.В. Блохиной, Е.В. Жулиной, С.В. Калиной, Н.И. Морозовой, Л.В. Самариной, Т.И. Сивухиной, И.И. Тороповой доказывают эффективность  работы по развитию речи у детей   именно в раннем возрасте, поскольку пластичность центральной нервной системы и уровень компенсаторных возможностей наиболее высоки именно в ранний период развития человека.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Основными задачами по развитию речи детей является работа,  стимулирующая  развитие ребенка во всех функциональных областях:

 - совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

-  воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Общие рекомендации по развитию  речи  детей

  • На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса.
  • Для успешного развития речи детей важно употребление педагогом  простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок   с этим предметом.
  • Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух - четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах.
  • Речь воспитателя должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.
  • Чтобы малыш быстро не потерял интерес к предлагаемому вами занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т.п.
  • Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте его на глазах у малыша   и попросите его найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для  детей.
  • Чаще употребляйте слова - действия, прося ребенка выполнить
    действия со знакомыми предметами.
  • Говорите с ребенком, используя новые слова. Новые слова
    выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацией
    предметов или действий. Повторяйте специально для ребенка
    слова, которые Вы хотите, чтобы он произнес. Хвалите его за
    каждую попытку сказать слово.
  • Необходимым условием развития речи ребенка является ее включение во все сферы его жизненной активности, и, прежде всего, в игру. Поэтому любые задания, которые Вы даете ребенку, должны быть предложены ему не в директивной форме, а как интересная и занимательная игра. Только на эмоциональном подъеме ребенок сам захочет произнести новое слово или звукосочетание!
  • Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).   
  • Работа по развитию общей моторики.  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.(динамические паузы на занятиях, подвижные и хоровые  игры).
  • Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. (проведение пальчиковой гимнастики с предметами: шишки, орехи, ребристые карандаши, ортопедические мячи, крупные пуговицы, сухой бассейн;  самомассаж пальцев рук, использование су-джок терапиии др. ). 

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Развитие слухового восприятия.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

  1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира

(наблюдения  на прогулках -  сигнал машины, шорох листьев, пение птиц).

 2. Игры со звучащими игрушками.

 3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

 4. Формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки

  •  по способу воспроизведения;
  •  по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
  •  по их ритму;
  •  по силе звуковых раздражителей;
  •  по долготе звучания.

Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 1г.6 мес. до 2-х лет)  показывает, что звучало.

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:

  •  долгие - короткие;
  •  высокие - низкие;
  •  громкие - тихие.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией.

Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова.

Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

Формирование навыков артикуляционной моторики 

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:

  • строения артикуляционного аппарата;
  •  умения ощущать движения органов артикуляции;
  •  функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.

Важной частью   работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения (проведение фонетической зарядки, артикуляционной гимнастики)

Развитие зрительного восприятия является существенным компонентом речевого развития дошкольников, т.к. зрение – это  основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга.

Ребенок должен выделить:

- свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

        -  научится устанавливать соответствие между двумя изображениями (игры «Парочки», «Найди похожие»   изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).

        - Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).

        - Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

      - Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия

     - Восстанавливать образ по изображенной детали (игры «Найди по контуру», «Зашумленные картинки»,  «Кто в вагончике?»).

     - Находить ошибки в рисунках с изображением животных (Игры «Чей хвост», «Чья голова»).

Формирование просодических компонентов речи:

Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.  Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

         В работе с детьми, имеющими  задержку речевого развития,  используется  арттерапия, музыкотерапия, хромотерапия (цветотерапия, светотерапия), су-джок терапия. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе  по развитию речи. А для этого занятия не должны быть скучными, это должна быть интересная  игра. Это можно сравнить с игрой артиста на сцене, который с помощью голоса, интонации, тембровой окраски голоса завораживает зал зрителей.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Вот почему так важно использовать театрализацию как средство развития речевых компонентов  у дошкольников.

Интонационный контур, которым   владеют  педагоги,  начинает использоваться малышами самостоятельно, придавая  высказываниям оттенок вопроса или восклицания. Ваши малыши   обязательно проявят возросшую речевую активность, инициируя короткие стихи, диалоги.  

При чтении детских текстов (сказок, рассказов,
стихов)  воспитатель привлекает внимание детей к стандартным
оборотам и выражениям типа: «ласковые руки», «густые
волосы», «умные глаза». Объясняйте детям значения этих слов
и стимулируйте употребление таких выражений при ответах
на вопросы по прочитанному тексту. В дальнейшем,
освоенные таким образом фразеологические обороты прочно
войдут в самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее
более распространенной и эмоционально - окрашенной.
 

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Значимым блоком работы по развитию речи у малышей является  взаимодействие с родителями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.  Для этого используются современные формы работы:

 1. Родительское собрание.

2. Информационный уголок «Речевое развитие малыша».

3. Лекторий «Школа молодой семьи».

4. Демонстрация занятий (в записи).

5. «Ящик "горячих" вопросов и предложений»

6. Анкетирование и др.

7. Круглый стол «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

8. Индивидуальная консультация логопеда.

Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню дошкольников, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения с окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно,  чтобы дети     слышали правильную, грамотную речь взрослых.

 

Список используемой литературы

  • Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 - №1.
  • . Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи - Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32
  • Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997
  • Трошин,О.В. Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход) /О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: НОДНП, 2005. – 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...

7 причин задержки речевого развития ребёнка

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И...

Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...