ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал по логопедии
Факторы, вызывающие нарушения речевого развития детей раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrr_razlichnogo_geneza_n.v.nishcheva.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фрагмент выступления Н. В. Нищевой на Третьем петербургском логопедическом салоне.
Заключение о ЗРР делается детям раннего дошкольного возраста с 21 одного месяца до 36 месяцев. Особые споры вызывает вопрос о том, применим ли это термин ко всем случаям ненормативного речевого развития детей или может быть использован только к случаям истинной задержки, когда возможна компенсация. Еще совсем недавно ЗРР трактовалась именно как временная, обратимая приостановка развития речевой функции ребенка вследствие нарушения биологических факторов.
В настоящее время считается, что ЗРР может быть, как функционального, так и органического характера.
Исследования доказывают, что группа детей раннего дошкольного возраста с ЗРР неоднородна, дети различаются не только по уровню речевого развития, но и по уровню моторного, познавательного, социального развития.
В настоящее время к группе детей с ЗРР относят детей с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РАС, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.
Функциональная задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При такой задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз в онтогенезе.
При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – тенденция к конечному открытому слогу, большой разрыв между пассивными активным словарем, стойко сохраняющиеся слова из «языка нянь», сохранение «телеграфного» стиля, отсутствие предлогов (Александрова Л. Ю., Ваторопина С. В. Дифференциальная диагностика ЗРР и индивидуальных речевых различий).
Большинство исследователей (Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) используют этот термин исключительно к речи детей до трех лет. Еще раз подчеркнем, что это заключение делается детям с 21 месяца до 36 месяцев, то есть с года и девяти месяцев до трех лет.
Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку.
Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требует дополнительного времени, а иногда и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием.
Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.
Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи. Встречается и наследственный тип позднего развития речи, но это не означает, что ребенок с подозрением на наследственную задержку развития речи не должен получать логопедической помощи.
Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций.
Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функция остается невостребованной. В условиях гиперопеки ребенок почти постоянно находится в ситуациях общения, но речевая функция может быть не востребована, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.
Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи.
Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде. Так, например, если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь. Развитие же истинной речи задерживается.
В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).
В последнее время количество детей с ЗРР различного генеза значительно выросло и составляет 87 процентов от общего количества детей этого возраста.
Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза в целом, признаки которого можно выявить уже в младенческом возрасте.
В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие. Институтом коррекционной педагогики РАО разработана концепция раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии детей первых трех лет жизни, так как ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют не только скорригировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших нарушений, чтобы достичь более высокого уровня развития детей.
Цифровые технологии тоже имеют прямое отношение к тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком практически нет.
Ученые относят к факторам, вызывающим нарушения речевого развития, интернет зависимость. Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.
Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете.
То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей. Речь развивается только в живом общении.
Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.
Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни. Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.
«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%!
Мир сжался до экрана смартфона.
Дети не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Сыновья создателя сервиса Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день.
Повышение уровня жизни тоже сказывается на развитии детей и часто приводит к их инфантилизации. Все больше коллег жалуется на то, что в три-четыре и даже в пять лет дети не умеют жевать, едят только протертую пищу, так как привыкли к еде из баночек. Не развиты жевательные мышцы, которые участвуют в работе артикуляционного аппарата, ребенок не говорит. Мы имеем дело с рукотворной механической дислалией, порожденной ленивыми и нерадивыми родителями.
Дети первых месяцев жизни проводят все время бодрствования у экранов гаджетов. Коляска с младенцем с прикрепленным перед ним гаджетом - уже не редкость. Четырехлетние дети ходят с пустышками, потому что так они не мешают родителям своими вопросами. Кстати, их приводят в детский сад в памперсах. В четыре года! В норме функция контроля тазовых органов формируется до двух лет. Пятилетних детей привозят в детский сад в колясках, потому что так удобно родителям. Шестилетние дети едет только пюрированную пищу. Детей приводят в детский сад с блендером и пожеланием измельчать для ребенка всю еду. Какова роль родителей в возникновении нарушений развития у детей? Давайте задумаемся
https://vk.com/wall-82373093_38859
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"
В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
Статья по дошкольной педагогике на тему:"Основы правильного развития музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для ознакомления как родителей, так и воспитателей дошкольников, включая бабушек, дедушек и опекунов. В этой статье я рассказываю о необходимости правильного подхода к фор...
Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста"....
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.
Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руко...